Описательные рассказы по игрушкам и предметам для старших дошкольников

Очень важно обеспечить на занятии атмосферу непринужденного общения, создать условия для обогащения речи детей различными формами высказываний, для овладения способами общения в разнообразны

Как свидетельствуют данные науки и практики, занятия по рассматриванию и описанию игрушек — одни из самых любимых детьми занятий по родному языку. Однако опыт показывает, что порой этому виду работы воспитатели уделяют недостаточно внимания. Анализ планов работы педагогов старших групп некоторых дошкольных учреждений свидетельствует о том, что занятия по описанию игрушек и предметов проводятся в среднем 2—3 раза в учебном году, а упражнения, формирующие необходимые навыки,— 3—4 раза. Связано это с тем, что пока еще не решены многие методические вопросы обучения данному виду рассказывания и проведение занятий вызывает у педагогов большие трудности. Зачастую воспитатель не умеет выдвинуть мотив, который убедил бы детей в важности описания объектов, а немотивированную цель реализовать сложнее. Такая учебная деятельность утомляет детей однообразием.
Объектами описания могут служить наборы посуды, умывальных, туалетных и швейных принадлежностей, предметы одежды. В качестве приемов обучения используются образец рассказа воспитателя, составление плана рассказа, описание детьми единичного предмета и группы родственных предметов (например, чашки и нескольких чашек).

Очень важно обеспечить на занятии атмосферу непринужденного общения, создать условия для обогащения речи детей различными формами высказываний, для овладения способами общения в разнообразных житейских ситуациях, сделать обучение интересным, удовлетворив любознательность старших дошкольников, их все возрастающую потребность в умственной деятельности.

Выдвинутым требованиям отвечает игра «Магазин игрушек». При подготовке и проведении этого занятия воспитателю необходимо учесть следующее:

  • Нужно четко объяснить детям условия игры, а именно: «Чтобы приобрести игрушку, вы должны рассказать о ней. Платой за вещь будет вместо денег подробный, интересный рассказ. Если рассказ не удастся, вы не сможете получить покупку»;
  • Если ребенок хорошо справился со своей задачей, он непременно должен получить игрушку. Но если выдать ему покупку сразу, он перестанет слушать очередные рассказы, да и внимание соседей будет отвлечено игрушкой. Поэтому двух детей нужно назначить на роли упаковщика и шофера. Упаковщик работает рядом с продавцом — воспитателем — за отдельным столиком. Он вкладывает покупку в целлофановый пакет вместе с числовой карточкой из математического набора. Вторая такая же карточка вручается покупателю: «Возьми карточку с пятью бабочками (тремя ромашками)». Шофер вступает в игру перед закрытием магазина. Вдвоем с продавцом он грузит покупки на большую машину и развозит по назначению. Воспитатель контролирует диалог шофера с покупателем: «Здравствуйте, вы сегодня сделали у нас покупку?» — «Да!» — «Будьте добры, предъявите карточку».— «Пожалуйста».— «Спасибо».— «До свидания».— «Всего доброго»;
  • Если детям не знакомы какие-то игрушки и сувениры, «поступившие в продажу», надо дать ребятам возможность накануне бегло рассмотреть их, показать, из каких частей они состоят, как приводятся в действие (заводные игрушки), ответить на возникшие вопросы. Это вызовет интерес к предстоящей игре, желание участвовать в ней.

Разновидностью описанной является дидактическая игра «Мастерская игрушек». Вниманию детей предлагают образцы кукол, мягкие игрушки. «Нужно очень подробно и толково объяснить мастеру, какую игрушку ты хочешь заказать,— объясняет педагог.— Сначала надо рассказать, из какого материала ее сшить, иг и какую использовать отделку, затем определить размер и описать, как она Должна выглядеть (веселая, лукавая, немножечко грустная). Надо постараться рассказать так, чтобы мастер сразу все понял и не тратил времени на расспросы. У него ведь много заказчиков!»
Заказчику выдается квитанция, его просят зайти в определенное время («Заказ будет готов после двух часов»). Воспитатель следит, чтобы, войдя в мастерскую, ребенок не забыл поздороваться с мастером, держался естественно, уточнил, когда удобнее зайти за заказом, и, уходя, попрощался. В конце занятия дети получают заказы и идут играть с ними.
Вначале игру 1—2 раза проводят как самостоятельное занятие, а затем, совершенствуя и усложняя монологи и диалоги,— как часть занятия (5—6 мин).
Эту же игру можно провести как «Ателье легкого платья», «Мастерская по изготовлению трикотажных изделий», «Мастерская по индивидуальному пошиву обуви» и т. п.

Занятия по описанию предметов нужно строить с опорой на мотивировки, близкие и понятные детям шестого года жизни, создавая условия для того, чтобы ребенок мог над чем-то поразмыслить, принять решение. Например, воспитатель объясняет: «Детский сад решил приобрести для младших групп новые чашки. На моем столе образцы посуды, которую можно сейчас купить В ближайшем магазине. Мы просим вас посоветовать, какие чашки приобрести для малышей. Делая выбор, учтите: чашка для миленького ребенка должна быть легкой, с удобной ручкой. Прием маммолога в Бишкеке — отличный способ не надеется на звезды.

Практика показала, что, решая подобные задачи, дошкольники проявляют большую активность; приводят обоснованные доказательства, используя сложные речевые конструкции с союзами чтобы, потому что, так как.

Следующая разновидность занятий по описанию игрушек и предметов — занятия-выставки.

Рассмотрим организацию и методику их на примере «Выставки автомашин». За неделю до занятия воспитатель предлагает детям организовать в группе выставку автомашин. Советует подобрать для нее игрушки в своей и соседних Группах, в методическом кабинете. Рассматривая предлагаемую детьми модель, педагог учит воспитанников задавать вопросы и отвечать на них («Вы рекомендуете автомашину на выставку. Я хочу кое-что выяснить. Как автомобиль устроен? Почему у него такой вытянутый корпус? Из чего он сделан? Зачем поставлены такие огромные колеса? Почему автомашина так ярко окрашена?»и т.п.). Объясняет, почему надо уметь задавать вопросы и отвечать на них: «На выставке вы будете экскурсоводами. Любой посетитель может задать вам какой-либо вопрос».

Постепенно в группе накапливается достаточный выставочный фонд. Накануне занятия воспитатель сообщает, что выставка открывается завтра и на ней будут экспонироваться 6—7 лучших моделей. Воспитанники отбирают автомашины, педагог объясняет, что, поскольку экспонатов только 7, рассказ о каждой модели будут одновременно готовить 3—4 ребенка. Разбившись на группы, дети готовят рассказ об определенной автомашине. Воспитатель предупреждает, что каждый из них должен быть готов сыграть роль экскурсовода —представлять модель на выставке.
На занятии дети сидят полукругом. Воспитатель в роли директора выставки торжественно, через «микрофон» объявляет о ее открытии и предоставляет слово первому экскурсоводу. Ребенок рассказывает об экспонате, затем, обращаясь к товарищам, осведомляется, есть ли у них вопросы. Отвечает на 3—4 из них. Если вопросов больше, воспитатель рекомендует после занятия задать их другим экскурсоводам, тоже хорошо знающим устройство этого автомобиля.
После пяти-шести рассказов педагог объявляет о закрытии выставки.
Опыт показал, что на таких занятиях дети активны и инициативны. Чередование монологов (моментов более утомительных) с диалогами (моментами оживления) позволяет высказаться всем желающим. Очень нравится детям отвечать на вопросы посетителей. На многие они находят оригинальные ответы, используя разнообразные аргументы.
Аналогично проходит занятие «Демонстрация моделей одежды». Оно не требует большой подготовки,
так как моделями служат платья, костюмы и др., в которые одеты воспитанники. Утром, до занятия, дети договариваются (по двое), кто будет художником-модельером, а кто манекенщицей, вместе составляют рассказ-описание, стараясь представить модель как можно интереснее.

Развитие и воспитание дошкольников