Наблюдения за окружающим миром на третьем году жизни

Умение наблюдать за окружающим играет большую роль в развитии детей. Наблюдения расширяют кругозор, способствуют развитию внимания, памяти и воображения. Маленького ребенка многое интересует

Организованные наблюдения

Умение наблюдать за окружающим играет большую роль в развитии детей. Наблюдения расширяют кругозор, способствуют развитию внимания, памяти и воображения.

Маленького ребенка многое интересует в окружающей его действительности, но он еще не способен выделить в наблюдаемом главное, его наблюдения поверхностны. Задача воспитательницы — обратить внимание ребенка на то, что может им быть не замечено, объяснить ему то, что ему еще не понятно. Поэтому следует проводить специальные организованные наблюдения.

Можно наблюдать следующее: в помещении, рассматривая мебель, обратить внимание на назначение каждого предмета; наблюдая работу няни, указать детям, что вода, которой няня моет пол, стала грязная, а пол чистым; во время кормления рыбок в аквариуме обратить внимание на то, что все рыбки поднялись на поверхность, открывают рты и хватают пищу; глядя в окно, наблюдать за видами транспорта: грузовики везут груз, а легковые машины людей.

Особенно много объектов для наблюдения можно найти летом на даче.

Наблюдения можно проводить в форме игр, например: «Посмотрим, что у нас есть?» или «Назовем, что видим».

У ребенка с развитой способностью наблюдать расширяется круг представлений.

Наблюдение за кормлением рыбок в аквариуме

Наблюдение за кормлением рыбок надо проводить с подгруппой детей в 6-8 человек так, чтобы детям хорошо были видны рыбки. Уже раньше дети видели рыбок в аквариуме, наблюдали за тем, как они плавают. В данном занятии воспитательница сосредотачивает внимание на моменте кормления рыбок, обращает внимание детей на то, как рыбки всплывают на поверхность воды, открывают рты и захватывают корм, который воспитательница сыплет в воду. В последующих наблюдениях она предоставляет возможность сыпать корм рыбкам кому-нибудь из старших детей.

Целевые прогулки

Целевые прогулки обогащают детей новыми впечатлениями. Ходьба во время прогулки не должна продолжаться более 15-20 минут. Сопровождать детей должны двое взрослых. В случае, если надо переходить улицу, следует вести детей парами, дать им шнур с петельками, за которые дети берутся. Один взрослый идет впереди и ведет группу детей, другой идет последним.

Летом на даче можно организовать прогулку в лес, на луг, к водоему, на птицеферму и т. д. В городе — к витрине ближайшего магазина, к школе, на каток.
Когда дети придут на каток, следует собрать их около себя «стайкой» и совместно с ними рассматривать конькобежцев. «Дети, посмотрите на маленького мальчика в красной шапке, у него ноги расползаются, сейчас он упадет. Вот и упал. Вы знаете, как трудно кататься на коньках, лед скользкий. Мальчик не умеет кататься, но он научится. А вот эта девочка в белой шапочке очень хорошо, плавно катается и не падает. А посмотрите, как блестит лед, он гладкий, как зеркало, когда вы пойдете в детский сад, вы тоже научитесь кататься на коньках»

Инсценировка несложных сюжетов с использованием игрушек
Показы-инсценировки обогащают детей впечатлениями, расширяют круг их представлений, развивают мышление, воображение, память.

Рассказы и сказки, иллюстрируемые сюжетными игрушками, радуют детей, активизируют их речь, развивают умение слушать, способствуют усложнению игровой деятельности.

Методика проведения показов-инсценировок следующая.

До начала показа воспитательница знакомит детей с главными действующими лицами. Для этого показывает игрушку, говорит как она называется, или как ее зовут, знакомит с теми ее особенностями, которые будут упомянуты в тексте.

Для того чтобы не приходилось прерывать показа из-за попыток детей поближе познакомиться с игрушками, воспитательница приближает к детям игрушки, дает их потрогать. Познакомив, таким образом, детей с главными персонажами показа, воспитательница расставляет игрушки около себя, садится на свое место и сообщает, какое представление будет показано, стараясь сосредоточить внимание детей.

При повторных проведениях показа вводная часть постепенно сокращается. При первом показе исполнителем является воспитательница, которая демонстрирует игрушку в действии. Затем роли частично могут играть сами дети.

С игрушками, проработанными в показах, начинают играть совсем по-другому. Например, если они до сих пор
зайчика одевали, укладывали спать и т. д., то теперь они будут отражать в игре особенности зайчика как животного. Кроме игрушек, можно проводить показы фанерных фигурок, иллюстрирующих русские народные сказки: «Репка», «Курочка ряба» и другие.

Развитие и воспитание дошкольников