Особенно плохо сказывается на детях непонимание взрослыми их возрастных и индивидуальных особенностей

Страстно желая видеть своего ребенка умным, развитым, некоторые родители необоснованно навязывают ребенку свои литературные вкусы, принуждают смотреть трудные для детского восприятия телепер

Страстно желая видеть своего ребенка умным, развитым, некоторые родители необоснованно навязывают ребенку свои литературные вкусы, принуждают смотреть трудные для детского восприятия телепередачи, навязывают положительные оценки персонажей, непонятных малышу, и в то же время подчеркнуто отрицательно относятся к любимым персонажам своих детей, к их предпочтениям.

Воспитатель в таких случаях в тактичной форме может напомнить родителям о возрастных рамках, выходить за которые не всегда полезно, особенно если у ребенка слабая нервная система, если он быстро утомляется, не переносит сильных раздражителей, пугается незнакомых людей и
избегает новизны.

Непонимание внутреннего мира своего ребенка часто наблюдается у тех родителей, которые руководствуются в воспитании детей исключительно соображениями долга. Будучи негибкими и педантичными, они создают излишне напряженную обстановку дома, не считаются с желаниями, интересами ребенка, недостаточно теплы к нему. Такие родители никогда не стараются создать положительного настроя даже на трудных этапах жизни ребенка (переход из семьи в детский сад, из детского сада в школу, при изменении структуры семьи). Они не считаются с переживаниями ребенка, а требуют лишь безоговорочного послушания. При этом, как правило, они делают ребенку замечания в резкой форме раздраженным тоном, особенно если ребенок сопротивляется их требованиям. Однако ответом на это у ребенка возникает ярко выраженный негативизм на непосильные требования и чрезмерные ограничения, которые в отдельных случаях могут привести к невротическим реакциям и к неврозам.

Сопротивление ребенка требованиям родителей й его недоверие к их словам и действиям может закрепиться в связи с каким-либо случаем, являющимся как бы «последней каплей в чаше терпения». В одном таком случае негативизм ребенка был закреплен в связи с тем, что родители последовательно убирали из дома его любимые, но на вид непривлекательные игрушки, портившие интерьер, а затем и живого хомячка, поскольку он требовал ухода. Изгнание из дома любимых игрушек и животного обернулось невосполнимой потерей. Спустя год ребенок все еще вспоминал о хомячке, рассказывал о его привычках и поведении. Ребенок восстанавливал в воображении все события, имевшие место прежде, и приписывал любимому существу такие действия, каких и вовсе не было. Эта потеря привела к бесконечному и бесплодному фантазированию, и даже покупка нового животного по совету воспитателя уже не привлекла ребенка к практической заботе о нем.

Таким образом, незаметная для родителей грубая педагогическая ошибка привела к трудноисправимым последствиям, к нарушению гармонии между воображаемыми и практическими действиями (потребность содействовать, ухаживать за живым существом трансформировалась в бесплодные грезы, которые стали доминировать, нарушив психическое равновесие). У ребенка появились невротические реакции, а также изменились некоторые черты характера: к семи годам обнаружились жестокость, угрюмость, нетерпимый тон в обращении с родителями.

Развитие и воспитание дошкольников