Когнитивное развитие дошкольника Противоположными персонажами в «Сказке о Царе Горохе и его дочерях» были царевна Кутафья (отрицательный персонаж) и Босоножка (положительный персонаж). До чтения сказки детям предложили выбрать более понравившуюся куклу из пары («красавица» и «замарашка»), которые тогда еще не являлись персонажами сказки. Все без исключения ребята предпочли красивую куклу. После чтения сказки, в которой куклы выступают как персонажи, и после игры-беседы с ними ситуация меняется. Дети начинают совсем по-другому относиться к полярным персонажам-куклам.
Приведем пример такой игры-беседы царевны Кутафьи и Босоножки, которых озвучивает педагог, и девочки Юли (4 г. 10 мес).
Кутафья. Я тебе нравлюсь, Юля?
Юля. Нравишься.
Кутафья. Я хорошая, да?
Юля. Ты очень красивая.
Кутафья. А хорошо я все делаю?
Юля. Хорошо. (Неуверенно, затем пауза и после паузы почти кричит.) Только зачем ты жалуешься про Босоножку? (Строго смотрит на Кутафью.).
Кутафья. А это что, разве плохо? Юля. Зачем так жаловаться…. Это очень плохо.
Кутафья (хмыкает). Хм, зачем жаловаться? Она же вон какая грязная, хромая…
Юля (укоризненно качая головой). Она же сделала доброе дело, спасла тебя. Как же ты не понимаешь?!
Кутафья. Ну и что, доброе дело, подумаешь! Ведь все равно я тебе нравлюсь.
Юля (смутившись). Да. Босоножка (робко). А я тебе нравлюсь, Юля?
Юля. Ты была такой красивой Горошинкой. А теперь стала некрасивой, оборванной.
Босоножка. Мое рваное платье… И из-за этого я тебе не нравлюсь?
Юля (горячо, торопливо). Нравишься, очень нравишься.
Куклы. Юля, а кого бы ты из нас взяла с собой?
Юля. Двоих.
Куклы. Нет, одну из нас выбирай.
Кутафья. Меня, меня, уйди, Босоножка!
Босоножка (робко). Юля, может, ты меня возьмешь?
Юля (долго молчит). Не знаю. (На лице растерянность, протянула руки Кого из них выбрать: красавицу Кутафью, потом к Босоножке; опустила или добрую Босоножку? Руки » тяжело вздохнула.) Я обеих бы взяла.
Кутафья. Меня, меня возьми! Уйди отсюда, хромая нога, уйди (грубо отталкивает Босоножку)! Ну меня, меня, да?
Босоножка (отошла в сторону и оттуда тихонько). Юля, возьми меня. (И больше не просит.)
Юля. Обеих беру.
Кутафья. Нет, только одну.
Юля (долго молчит и вдруг говорит тихо, но твердо). Босоножку, конечно. Ты очень хорошая.
Другой пример. Лена (4 г. 8 мес.) беседует с куклами-персонажами.
Босоножка. А я тебе нравлюсь?
Лена. Да, нравишься. (Отвечает тут же, с готовностью, с нежностью, причем имитирует интонации Босоножки, т. е. говорит как бы печально и скромно.)
Кутафья. Так, Лена, ты про меня и не сказала, а я-то тебе нравлюсь? Я ведь всем нравлюсь.
Лена (наконец твердо и довольно громко.) Нет. (Берет в руки Босоножку.)
Босоножка. Спасибо тебе, Леночка, что ты меня выбрала. А за что я тебе нравлюсь?
Лена (с готовностью, ласковым голосом, при этом смотрит с нежностью на куклу, гладит ее по голове, по лохмотьям). Потому, что ты добрая, хорошая. (Особенно протягивает слово «хорошая».) Ты все мыла полы. И еще помогала Кутафье.
Кутафья. А я разве плохое делала?
Лена. Да, плохое. (Продолжает смотреть на Босоножку; на Кутафью бросила только беглый, сердитый взгляд.) Потому, что ты набросилась с кулаками на Босоножку. (Нахмурилась, говорит серьезно.)
Куклы. А кого бы ты хотела забрать с собой?
Лена тут же хватает Босоножку и крепко прижимает к себе.
Вернемся к первому примеру. Очевидно, что девочке очень понравилась красивая кукла, и, хотя она помнит про ее злые поступки в сказке, ей хочется выбрать именно эту куклу. Но очень важно, что она колеблется, ей трудно дается этот выбор, и решающим оказывается несправедливый поступок куклы, совершенный на глазах у возмутившейся девочки (когда Кутафья грубо отталкивает Босоножку). Таким образом, Юля получает возможность восстановить справедливость, вмешаться в события и именно благодаря этому изменить свое эмоциональное отношение к куклам-персонажам, не обращая теперь внимания на красоту наряда царевны Кутафьи. Прижимая к себе Босоножку, многие дети вспоминают, что в конце сказки она тоже становится красавицей, «еще лучше Кутафьи».
Читайте также:
Просмотрено: 236 раз 13 июля 2010