Воспитатель должен постоянно подчеркивать нравственный рост и совершенствование ребенка

Было трудно, но не отступил; преодолел соблазн и помог сверстнику; пострадал сам, но выручил другого; это оказывает огромное влияние на формирование у ребенка самооценки и самосознания в цел

Воспитатель должен постоянно подчеркивать нравственный рост и совершенствование ребенка
Было трудно, но не отступил; преодолел соблазн и помог сверстнику; пострадал сам, но выручил другого; это оказывает огромное влияние на формирование у ребенка самооценки и самосознания в целом.
 

Чтобы избежать риска перехвалить отдельных детей и завысить степень их эмоционального отклика, к оценке существующих в группе отношений следует привлекать самих детей, давая им возможность сопоставлять и соотносить между собой различные эмоциональные проявления сверстников.
 

Видит ли ребенок проявления доброты и отзывчивости у своих сверстников, как он дифференцирует их по степени выраженности этих качеств? Какое содержание выступает для него в самом понятии «доброта»? Как показали ответы детей, качество доброты и отзывчивости не имеет еще у старших дошкольников своего особого содержания, отличного от других качеств. Добрыми считаются не только те дети, которые «дают всем играть, уступают, не обижают, не дерутся», но также и те, которым «не делают замечаний», «которые хорошо занимаются», «которые маленькие и ничего не знают».
 

Иногда обоснования самых высоких проявлений доброты
у сверстника
формулируются чрезвычайно сложно, включая целый комплекс качеств, разных и плохо сопоставимых: «Она хорошо занимается. Она хорошая! Она всем помогает!»
 

Еще более сложный Мир внутреннего понимания и отношения откроется воспитателю, если он попросит ребенка оценить его собственные качества и свойства по сравнению с аналогичными свойствами других детей: эмоциональную отзывчивость, умение играть, особенности характера, умение работать на занятиях, поведение в целом.
 
В этом самоанализе обращает на себя внимание такая особенность: дети довольно легко оценивают собственные навыки и умения в игре или на занятиях, но часто с трудом, с большими паузами, с поправками они находят Свое место среди других по таким качествам, как отзывчивость, особенности характера, поведение.
 

Важно подчеркнуть, что сочетание систематических оценочных воздействий взрослого и самооценки ребенка приводит к тому, что взаимоотношения С другими лицами оказываются в центре внимания, размышлений и переживаний ребенка. Они не являются для него теперь столь простыми и однозначными, как прежде. Ребенок начинает задумываться над поступками, действиями в отношении других. Он перестает отвечать и действовать шаблонно, стереотипно, не может, как прежде, бездумно следовать указаниям или подсказкам других. Это очень важный симптом нравственного роста ребенка, потому что часто не только поступки, но и преступления совершаются лишь потому, что человек вовремя не задумался, не поразмыслил, не представил со всех сторон результаты собственных действий. Такое поведение, когда человек не думает о последствиях своих действий для других людей, быть может, страшнее всего. От этого зависит, каков человек, какова его жизненная позиция. Следует помнить, что оценочные воздействия воспитателя — важное средство в формировании у маленького ребенка этих существенных личностных качеств.

Развитие и воспитание дошкольников