Оценка
взрослого чрезвычайно важна для ребенка, часто усматривающего в ней отношение к себе со стороны взрослого. И даже при оценивании деятельности, ее продуктивности обращает на себя внимание высокая чувствительность и даже ранимость некоторых детей в ответ на оценку. Характерной чертой при этом являемся то, что дети воспринимают оценку глобально: указание на недостатки в деятельности или ошибки часто принимаются ими за плохое; отношение («Ты плохо ко мне относишься»,— заявляет ребенок Маме в ответ на ее справедливое замечание по поводу плохо выполненного поручения). И очень трудно объяснить маленькому ребенку, что это не одно и то же: отношение к нему и оценка его работы, ее; количества и качества.
Итак, воспитателю следует помнить о том, что оценке отношений детей к другим людям (взрослым, сверстникам) необходимою уделить не меньшее, а, возможно, значительно большее внимание, чем оценке деятельности.
О том, что последний тип оценок (проявлений отношения) имеет существенное значение в становлении личности ребенка, свидетельствуют следующие наблюдения. В группе выделили детей с высокими, средними и низкими показателями эмоциональной отзывчивости к сверстнику. После этого всех разделили на две подгруппы и, предложив им новые задания, ввели в одной из подгрупп наглядно выраженную оценку промежуточных результатов деятельности (оценивалось количество выполненного), а в другой подгруппе оценку не вводили. Оказалось, что в той подгруппе, где была введена оценка количества выполненного, существенно снизились по сравнению с первоначальными проявления эмоциональной отзывчивости детей друг к другу.
Следовательно, прибегая к оценке как средству воздействия на ребенка, воспитатель должен иметь в виду, что оценка деятельности и оценка отношения могут взаимно влиять друг на друга; оценивание результативности деятельности может в определенных условиях ухудшить взаимоотношения детей.
Поэтому в воспитательных целях, во имя сохранения или налаживания доброжелательных отношений, иногда следует не спешить с оценкой тех или иных качеств деятельности детей. Отношение ребенка к другому должно стать объектом оценки взрослого, его внимания и заинтересованности.
В ответ на это внимание малыш начинает чувствовать, что воспитателя волнуют не только его успехи в изобразительной деятельности, музыке или приобретении знаний. Почему возник конфликт с другом? За что наказан сверстник? Делится ли он с друзьями сладостями, игрушками? Не обижает ли слабых? Постоянное и пристальное внимание воспитателя к взаимоотношениям детей делает их значимыми и важными для ребенка.
Дети довольно рано начинают эмоционально отзываться на оценку их личности, отдельных свойств и качеств. Еще не совсем уяснив смысл отрицательных и положительных поступков, уже на втором и особенно на третьем году жизни они часто обращаются к родителям и воспитателю с вопросом: «Я хорошо себя веду?» И поэтому очень важно, чтобы оценка воспитателя не подавляла, а побуждала ребенка понять и почувствовать, что такое «хорошо» и что такое «плохо» в отношении того или иного поступка.