Когнитивное развитие дошкольника Многие дети с развитой способностью переживать собственное страдание, горе, неудачу обнаруживают столь же яркое чувство сопереживания и сочувствия другому.
Значительно меньше сходства между эмоциональными проявлениями по поводу собственного успеха и переживаниями радости за другого. Радоваться успехам, благополучию другого ребенка труднее, чем сочувствовать его горю.
В эмоциональном развитии ребенка возможны несоответствия, разрывы в том случае, когда дети с соответствующими переживаниями, вызываемыми воздействиями по отношению к ним самим, нечувствительны к состояниям, переживаниям других людей, т. е. при нормальной и соответствующей эмоциональной чувствительности дети могут обнаружить весьма невыраженную или даже очень низкую эмоциональную Отзывчивость в отношении других.
Ни одна из ситуаций, где возможно обнаружить эмоциональный отклик ребенка, не должна выпасть из поля зрения воспитателя. Самая банальная ситуация может дать материал для размышлений по поводу особенностей эмоциональной сферы детей.
Во время прогулки была найдена птичка с перебитым крылом. Часть детей бросилась к воспитателю, упрашивая, его забрать птичку в группу, другие просили отдать им ее домой. Некоторые из детей, видя птицу, вздрагивали, закрывали 82 глаза, стискивали зубы. Им самим было по-настоящему больно. Однако значительная часть детей не обратила на птицу внимания и продолжала гулять и развлекаться.
Что это: простое невнимание к случившемуся или же отсутствие жалости? Окончательный ответ на этот вопрос могут дать целенаправленные наблюдения за поведением этих детей в специальна созданных ситуациях.
При организации практической деятельности детей также очень важно дифференцировать эмоциональный отклик ребенка на Разные состояния сверстника: неудачу, неблагополучие, трудности и Ща его успех, удачу. Надо быть готовым к тому, что в том и другом случае он может быть разным. Радость другого заставляет ребенка остро почувствовать собственную слабость, неумение, и поэтому в, этих ситуациях часто вместо радости дети проявляют зависть, раздражение, обиду.
Творчески организуя разнообразные ситуации деятельности, воспитатель должен стремиться пробудить у детей доброту % чуткость, поддерживая всякого рода благородные порывы детской души. Иногда (даже во вред качеству или количеству сделанного им самим) ребенок бросается на выручку другого. Следует обязательно поощрить его, хотя и указать на собственные недостатки.
Если же ребенок не обращает никакого внимания на состояние сверстника, необходимо воздействовать не торопясь: сначала косвенно побуждать к отклику, затем включать непосредственно в акт содействия другому (и при этом как будто оставлять возможность самостоятельного принятия решения). Следует не упускать их внимания эмоционально особо чувствительных и отзывчивых детей, направляя их внимание с собственных переживаний на деятельность.
Читайте также:
Просмотрено: 226 раз 10 июля 2010