Когнитивное развитие дошкольника Какие предметы и события вызывают переживания чаще всего; насколько они сильны (длительны и устойчивы); в каких условиях они ослабляются и затухают. Для правильной ориентации воспитателя очень важно знать характер переживаний ребенка в ответ на действительную неудачу, неуспех, ошибку, трудности при выполнении им практических заданий. Как правило, дети реагируют на них по-разному. Одни, по мере того как не справляются с заданиями, кажутся пассивными, вялыми, безразличными, их действия становятся однообразными, совсем непродуктивными, они отказываются продолжать работу. У других под влиянием неудач и неуспехов возникает устойчивое отрицательное отношение к деятельности, с элементами агрессивных реакций, адресующихся трудному действию, предметам (ребенок начинает бросать детали, сгребать их в кучу и пр.). После этого, как правило, наступает спад активности, прекращение попыток завершить деятельность. В таких случаях ребенок начинает монотонно повторять: «Я не могу… А я все равно не могу попробовать. Все равно не получается!».
Неприятные эмоциональные переживания, связанные с безуспешными попытками выполнить задание, могут сохраняться у некоторых детей довольно долго, способствуя развитию у них неуверенности в» своих силах и чувства страха перед новыми заданиями. Приведем пример ответов трехлетней девочки Тани, которая не могла собрать из деталей кроватку. Разговор происходил спустя неделю после этого задания.
Воспитатель. Придешь еще раз собирать кроватку?
Таня. Нет… Я не умею делать.Воспитатель. А хочешь научиться строить такие кроватки, самые разные? Таня. Когда вырасту большая, когда мне будет 5 лет…
Воспитатель. Давай я тебя завтра научу!
Таня. Нет. Когда вырасту…
Нежелание повторить процедуру выполнения той же деятельности в данном случае свидетельствует о том, что отрицательные эмоции ребенка длительно не угасают и девочка активно и сознательно избегает их.
Довольно важный показатель эмоционального опыта ребенка — динамика его переживаний при переходах от неуспеха в деятельности к успеху и наоборот. Очень часто бывает так, что деятельность детей, особенно успешные действия, удачные результаты сопровождаются яркими, но не резкими переживаниями. Однако в случае неудачи у них возникают бурные отрицательные переживания, перекрывающие причину, «захлестывающие» все проявления положительного поведения. Деятельность этих детей воспитатель должен организовывать так, чтобы постоянно направлять их эмоции в русло познавательной активности (почему не получается? где причина?), способствовать тому, чтобы при успехе и при неудаче эмоциональное поведение ребенка соответствовало ситуации.
Читайте также:
Просмотрено: 213 раз 10 июля 2010