Игры и творчество детей Ребята охотно играют не только с куклами-детьми, но и с различными фигурками людей, изображающими сказочных героев, представителей разных национальностей, разных профессий. — Это также условные, обобщенные образы, причем ребенку совсем не важно, насколько подробно нарисована на фигурке одежда, выписаны мелкие детали. Иногда можно видеть, как ребенок, играющий в детский сад, выстраивает кирпичики из настольного строительного материала в пары и ведет их по столу на прогулку. Играя, он отличает шалуна от послушного, наказывает, наделяет каждый кирпичик своим характером и согласно этому ведет игру.
Каждый, кто читал сказку Сент-Экзюпери «Маленький принц», помнит, вероятно, с какой требовательностью отнесся герой этого произведения к нарисованным барашкам ― ни один из них не удовлетворил мальчика. Но как обрадовался малыш, когда ему подарили ящик, в котором находился барашек! Ящик только нарисован, барашка не видно, но именно это и хорошо, потому что можно представить себе в нем какого угодно барашка, самого лучшего. И Маленький принц немедленно спросил: «Сколько ему нужно сена?»
Так в кирпичиках ребенок видит именно те образы, которые ему в данной игре необходимы. Тот же кирпичик может изображать милиционера на посту, а затем бабушку, идущую за хлебом.
Детская фантазия превращает обыкновенную галошу в пароход, стулья ― в коней, в автомобили. Из нескольких стульев получается великолепный поезд со многими вагонами. Между ножками стола со спущенной пониже скатертью уютно, как в маленькой комнатке, а во время кукольного обеда сосновые и еловые шишки вполне заменяют конфеты, ромашки ― яичницу, лесок ― тесто, а палочки ― ложки и вилки.
Масса интересных игр проходит у детей без игрушек, любые предметы волшебно превращаются во что угодно и удовлетворяют даже самых избалованных игрушками ребят.
Не следует мешать детям играть с предметами, заменяющими
игрушки, нарушать их замыслы, заменять игрушками те предметы, между которыми они сами распределили роли. Неумелое вмешательство только погасит детскую фантазию, спутает план игры.
Нужно быть очень осторожным с детской мечтой, внимательным к детскому замыслу, приходить на помощь лишь в случаях затруднений, с которыми малыш не в силах справиться. И, когда ребенок играет в пароход или автомобиль, передвигая положенный плашмя кирпичик или коробочку, когда вместо человечков в его игре участвуют деревянные брусочки, шахматные фигуры, не следует вмешиваться, заменять эти «символы» настоящими игрушками. Быть может, в кубиках и коробках ему сейчас видится атомоход или китобойное судно, в брусочках ― храбрые матросы или ловкие гарпунеры. Пластмассовый пароход и игрушечные фигурки могут нарушить созданные в уме ребенка образы. Значит ли это, что в игре можно вообще обойтись без игрушки? Нет.
Игрушка поможет не только расширить тематику игр и обогатить их содержание, но и вызвать новые игры, новые ситуации в них. Игрушка и без насильственного введения ее в игру всегда найдет себе место в других, не менее интересных играх ребенка. Она сама способна породить игру, вызвать ассоциации с образами, явлениями, событиями окружающего мира.
Фигурки людей чаще всего используются детьми, когда они уже способны широко развернуть игру, развить тему, требующую большого количества действующих лиц.
Жизнь детского сада, семьи, школы, улицы, двора, спортивные состязания, литературные сюжеты ― все это находит отражение в играх с фигурками. Такие игры обычно лучше всего организуются при наличии игровых строительных материалов, позволяющих создавать необходимую обстановку ― своего рода декорацию.
На крышке стола удобно соорудить нужные постройки и расставить фигурки людей, которые сразу станут жильцами возведенных домов, посетителями зоопарка, покупателями магазина.
Игрушки ― фигурки людей появляются в руках ребенка, когда ему нет еще и года. В этом возрасте малыш не умеет играть в полном смысле слова, он лишь захватывает фигурку руками тащит ее в рот, бьет ею по воде, купаясь в ванной. Это довольно крупные, от 10 до 15―18 см, яркие резиновые или полиэтиленовые, легко моющиеся игрушки, изображающие детей.
Читайте также:
Просмотрено: 442 раз 17 марта 2010