Какую же игрушку нужно купить ребенку? Точный ответ на этот вопрос не смог бы дать ни один педагог. Он прежде всего спросит: какому ребенку?
Дети отличаются друг от друга не только возрастом, но и развитием, кроме того, один из них живет в сельской местности, другой ― в городе, у одного круг наблюдений ограничен комнатой, двором, у другого масса впечатлений от экскурсий с группой детского сада; одному прочли много интересных книг, другому почти ничего не читают.
Как у книги, детского спектакля и фильма, у каждой игрушки есть свой адресат ― ребенок определенного возраста, развития, с определенными интересами и жизненным «опытом». Поэтому первое, что поможет правильно выбрать игрушку, ― это понимание того, что интересует детей, в чем они ушли вперед и в чем отстали от сверстников, герои каких книг стали для них любимыми, что они знают о природе, о животных, о близких и далеких странах и городах, о людях, об их труде и быте.
Ведь часто интерес ребенка к игрушке зависит не только от силы привычки, он может возникнуть и на основе впечатлений, на основе тех знаний, которые уже есть у него. И напротив, игрушки могут стать источником новых знаний и интересов, помогут сформировать те положительные нравственные качества, которые еще не сложились в детском характере.
Знание особенностей характера ребенка, его интересов дает возможность взрослым правильно организовать его игры, т. е. так, что они будут способствовать его всестороннему развитию.
Для развития игры очень важно, какие впечатления получает ребенок от окружающей жизни, как помогают ему родители разобраться в них, как объясняют непонятное, что рассказывают » связи с виденным, какие книги читают и как отвечают на вопросы, возникающие у ребенка постоянно.
— Мама, ― спрашивает малыш лет четырех, сидя у окна троллейбуса, ― зачем этот трактор едет здесь?
― Какой еще трактор? ― недовольно отвечает мать. ― Ты что, не видишь, что это каток!
Малыш смеется:
— Ну, мама, какой каток летом! Здесь же тротуар!
― И не тротуар, а мостовая… то есть асфальт. Вечно ты глупости говоришь! ― и мать погружается в чтение журнала.
Старик, сидящий напротив, говорит малышу:
— Это дорожный каток, видишь, он укатывает асфальт. Асфальт еще черный, не затвердел, неровный, машинам плохо было бы по нему ездить. А у катка сзади тяжелый валик. Он хорошо укатывает дорогу, проглаживает ее.
— Как утюг? ― спрашивает мальчик.
― Правильно, как утюг, какой ты умник, все правильно понял. Мать краснеет и не отрывает глаз от журнала.
И, наверно, завтра малыш, выйдя во двор, будет укатывать песок я песочнице, что бы машинам удобно было ездить. Начнется интересная игра.
Если же ребенок систематически не будет получать ответов на свои вопросы, он не поймет многих явлений и событий, станет неправильно их толковать, а со временем будет на все смотреть равнодушными глазами ― все равно не поймешь! И не нужно тогда удивляться, что его игры будут отображать только привычный домашний быт, а все интересное, нужное ребенку, развивающее его, пройдет мимо не заденет ни его ума, ни чувств.
В игре ребенку часто нужна помощь, толчок, который способствовал бы развитию ее сюжета, вызвал бы новую игру даже со старыми игрушками.
Ребенок в детском саду играет с автомобилем, катает его взад ― вперед.
― Ты уже кончаешь обкатку машины? Проверил? Все в порядке? ― спрашивает воспитатель.
Мальчик заинтересован, обдумывает: «Ага! Обкатка ― это проверка машины!..»
— Кончаю. Наверно, все в порядке.
― Тогда завези, пожалуйста, продукты в детский сад, видишь, Валя уже поставила на плиту кастрюли, а продукты еще не нривезли. Она даже плиту не может зажечь.
Мальчишка сияет. Он оглядывается: а где же продукты? Он быстро накладывает кирпичики строительного материала в автомобиль и везет девочкам.
— Вот вам хлеб и мясо.
― Ты подожди в гараж уезжать, ― просит воспитатель, ― нужно бы еще на строительстве помочь. Им там нужны рельсы, кран подъемный установить.
Может быть, она больше и не даст заданий мальчику и ни
о чем его не попросит, но толчок уже дан, ребенок ищет дела для себя и своей машины: он везет стулья для яслей, перевозит кукол на дачу.
При неумелом же, необдуманном вмешательстве взрослых игра может затухнуть. Чтобы этого не случалось, взрослые должны всегда помнить о том, какое большое значение имеет игра для всестороннего развития ребенка. А чтобы правильно подобрать ему игрушки, нужно знать, какую пользу могут принести игрушки определенного вида, какие навыки могут дать, какие качества характера ребенка могут помочь воспитать.