Покупка игрушки ребенку

Попробуйте понаблюдать в магазине, как родители выбирают игрушки. Одни делают это неторопливо, рассматривая витрины, спрашивая у продавца. Попросив, например, несложный деревянный конструкто

Попробуйте понаблюдать в магазине, как родители выбирают игрушки.

Одни делают это неторопливо, рассматривая витрины, спрашивая у продавца. Попросив, например, несложный деревянный конструктор для ребенка пяти лет, они рассматривают детали, альбом моделей, читают правила игры и только после этого решают, брать или не брать конструктор. Это значит, что они заранее знают, какая игрушка требуется их сыну или дочери и почему именно ее надо купить.

Другие нерешительно рассматривают прилавок, полки, берут в руки то куклу, то деревянную каталку, то мяч, то дудку, снова возвращаются к кукле и, наконец, покупают что-то, явно не удовлетворившее их. Уходя, они несколько раз оборачиваются, очевидно, раздумывая, не вернуться ли, не обменять ли покупку на что-нибудь другое.

Третьи спешат, они не рассматривают игрушки, а скороговоркой просят продавца:

― Дайте, пожалуйста, что-нибудь подарочное, покрасивее. На день рождения подарить. Сколько? Ну ладно, давайте.

Иногда родители, придя в магазин, расходятся во мнениях, какую купить игрушку. А если с ними приходит ребенок, положение еще больше осложняется.

— Мама, купи мне вон ту кошку! ― просит девочка лет четырех.

— Ну что ты с ней делать будешь? В нее играть нельзя!

— Нет, можно, можно! Ты не знаешь, я ее буду в одеяльце завертывать!

— Тогда лучше куклу возьмем, ее и заворачивать можно, а кошку не заворачивают.

— Нет, заворачивают! Ты сама мне читала про усатого-полосатого! Там заворачивали! И я хочу! Хочу кошку! Купи кошку!

― Лучше я куплю тебе ведро и лейку! ― решает мать. ― Поедем на дачу, будешь там цветочки поливать.

Спор зачастую кончается слезами и шлепками.

Кто же прав ― мать или дочь? Как должны поступать родители: следовать желаниям ребенка или самим определять, какие игрушки нужны ему прежде всего?

Нет общего непреложного правила, каждый раз нужно думать именно о данном случае, о данном ребенке, о его конкретных желаниях. Конечно, дети шести-семи и более лет могут уже знать, чего им не хватает для игр, уже начатых или тех, которые задуманы, они могут и представить себе, зачем им понадобится та или иная игрушка, у них уже может появиться мечта об игрушке, которую они видели у товарища или в витрине магазина и определили ее место в своей будущей игре. Если у родителей есть возможность приобрести эту игрушку, если они понимают, что игра с нею может быть интересной, лучше купить ее, уступить детскому желанию.

Можно и поговорить с ребенком об игрушке, предложить рассказать, как он собирается с ней играть, почему именно ее он решил выбрать.

…Тетушка, очень любящая своего единственного пятилетнего племянника, получив неожиданно большую премию, повела его в магазин игрушек, сказав, что он может купить там все, что захочет, но только не больше, чем он сам сможет унести. Как в сказке!

— Я сам смогу выбрать игрушки? ― спросил мальчик, и глаза его засияли.

— Конечно, все, что хочешь.

― Ура! ― закричал мальчишка и бросился в дверь магазина. При виде изобилие игрушек он растерялся. Что же брать?

И вспомнил условие: «то, что сможешь унести сам». Ружье! Оно на ремне, и руки остаются свободными. Мячи на резинке ― резиновая петля наденется на палец. А потом показал на заводной дорожный каток, коробку с глиняными бусами для нанизывания, автомобиль. Все. Больше в руках ничего не удержать. Купленные игрушки он даже не рассматривал по дороге домой, дома сложил их в коридоре и бросился к бабушке рассказывать, как много интересного было в магазине. Только через неделю он впервые завел каток, а ружье взял на прогулку ровно через год.

Такой «самостоятельный» выбор игрушек ничего не дал ребенку в воспитательном отношении и даже не принес ему достаточной радости.

…Накануне дня рождения своей шестилетней дочери отец отправился с ней в «Детский мир».

― У меня для тебя приготовлено восемь рублей на игрушку. Выбери, какую хочешь, только чтобы не дороже восьми рублей.

Отец и дочь долго ходили по магазину и никак не могли ничего выбрать ― цена не подходила. Девочка устала, ей все надоело, и она сказала:

― Вот фильмоскоп. Давай его возьмем, что ли?

И взяли. И снова игрушка не принесла радости.

А если бы перед тем, как пойти в магазин, взрослый поговорил с ребенком, каких игрушек ему не хватает, о чем он больше всего мечтает, что нужно ему для пополнения игрушечного хозяйства, вероятно, и выбрать было бы легче, и ребенку игрушка доставила бы радость, а главное ― игра с новыми игрушками приобрела бы какие-то новые черты, стала живее, интереснее.

С малышом не посоветуешься, у него еще нет определенной «мечты», игрушка может привлечь маленького ребенка какими-то в общем несущественными внешними деталями, например кукла ― розовым бантиком на шее или красными туфельками, конструктор ― яркой упаковкой. Но, получив понравившуюся игрушку, ребенок не знает, что с ней делать. Да и не так уж она, оказывается, хороша…

Развитие и воспитание дошкольников