В конце первого ― начале второго года жизни ребенок переходит к отобразительной игре. В своих игровых действиях с предметами он отображает то, чему научился, подражая взрослым. В это время ему нужна такая игрушка, чтобы, играя с нею, он мог отображать то, что ему близко, хорошо знакомо. А опыт годовалого и тем более полуторагодовалого ребенка не так уж мал. При правильном воспитании малыш уже может самостоятельно есть ложкой, кусать хлеб, пить из чашки, снимать туфельки, расстегивать пуговицы на своей одежде, садиться на стул, ложиться в кровати головой на подушку и еще многое другое, чему его научили взрослые. Впечатления ребенка, полученные им в повседневной жизни (на значение их как источника игры указывал еще выдающийся советский психолог Л.С.Выготский), достаточно обширны, и поэтому на втором году жизни он все чаще начинает отражать в своих играх не какое-то одно определенное действие с данной игрушкой (куклу только качает, коляску прокатывает, мяч бросает и т. п.), но и действия с разными предметами, логически связанными между собой (например, куклу ребенок сажает в коляску и везет ее, игрушечную посуду ставит на стол и т. д.).
К полутора годам малыш с равным успехом может поднести игрушечную ложку или чашку и к своему рту, и к клюву пластмассового петушка, и к мордочке мишки. Эти действия ребенка условны, они в обобщенной форме отражают знакомый ему сюжет. Игра стала сюжетно-отобразительной. Для таких игр детям второго и третьего года жизни нужны игрушки, которые позволяли бы по возможности точно отображать близкие им жизненные ситуации. Поэтому, если купили куклу, то и кровать для нее должна быть, и стул, и стол, и чашка, из которой ребенок сможет «напоить» ее чаем. Все игрушки, которые ребенок использует в сюжетно-отобразительной игре, обязательно должны быть похожи на настоящие предметы и соотноситься одна с другой по величине в соответствии с своими жизненными прототипами. Например, в игрушечном зоопарке слон должен быть больше медвежонка, а заяц меньше жирафа и т. д.
Не все дети имеют возможность увидеть живых зверей и птиц. Познакомиться с ними помогают книги, кино, телевидение. Очень важно, чтобы и подбор игрушек способствовал формированию у ребенка правильных представлений об окружающем.
Желательно, чтобы новые игрушки вносил в игру взрослый.
Он заинтересовывает ребенка сюжетом совместной игры и, задавая ему вопросы или предлагая выполнить какое-то определенное действие, побуждает его к «общению» с новой игрушкой: «Кукла проснулась? Угости ее компотом, а кошке дай молочка». К дошкольному возрасту ребенок осваивает и отражает в игре так, как он это понимает, отношения, возникающие между людьми. Игрушка, действие с нею служат воплощению в игре роли, избранной ребенком. Младшие же дошкольники часто выбирают роль в зависимости от наличия тех или иных игрушек. Кукол-детей, например, одевает и кормит из чашки «мама», больных мишек лечит с помощью градусника «доктор», на грузовике везет кубики «шофер» и т. д. Это свойство игрушек ― побуждать к игре на определенный сюжет ― должны использовать взрослые, подбирая и группируя их.