Роль и значение игрушек для всестороннего воспитания детей

Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности. Игрушка в данном случае выступа

Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности.

Игрушка в данном случае выступает в качестве своеобразного эталона (знака) тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия с которыми надлежит ребенку. Игра как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребенка, его личности.

Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра иной раз требует для себя новую игрушку. И не случайно в играх детей участвуют не только игрушки, купленные в магазине, но и сделанные воспитателями, родителями или самими детьми. Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определенным педагогическим и художественным требованиям.

В каждом возрасте ребенку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки: сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда); технические (транспортные, конструкторы, технические агрегаты; игрушки ― «орудия труда» (совочек, сачок, молоток, отвертка, щетка для подметания, игрушечные грабли с лопатой ― одним словом, игрушки, имитирующие простейшие средства труда взрослых); игрушки-забавы; театральные, музыкальные, спортивные игрушки для детей всех возрастов. Нельзя не сказать об особых игрушках ― крупногабаритных, с которыми ребенок играет не на столе, не на ковре или диване, а на просторной площадке двора или в
большом зале для игр. Крупногабаритные игрушки, такие, как самокаты, детские педальные автомобили, трактора, большие легко трансформирующиеся конструкции для строительства во дворе способствуют борьбе с гиподинамией, учат ребенка движениям и ориентировке в пространстве.

Все игрушки, независимо от их классификационной принадлежности, нужно группировать так, чтобы они своими размерами соответствовали друг другу, росту ребенка и тому стационарному предметному окружению, в котором ребенок играет. Так, например, сидя за столом, ему удобнее играть маленькими игрушками, устойчивыми, хорошо обозримыми со всех сторон. Для игры на полу нужны более крупные игрушки, соразмерные с ростом ребенка в положении сидя и стоя. Подвижные игры во дворе требуют игрушек крупных, а, например, для игр в песке лучше средние по размеру; мелкие игрушки для двора не годятся.

Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического, а также нравственного воспитания ребенка, с его стремлением к игре коллективной, в которой всеми игрушками он пользуется совместно с другими детьми.

Исследования по вопросам игры и игрушки, основанные на изучении опыта организации игровой деятельности детей в условиях общественного воспитания и в семье, показали, что не может быть одинакового для всех возрастов подхода к созданию и отбору игрушек, а обязательно должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности. Чтобы ответить на вопрос, в каком возрасте какая игрушка нужна ребенку, воспитатель должен отчетливо представлять себе особенности игры детей в различные возрастные периоды, поскольку в каждый из них игра претерпевает качественные изменения. Эти изменения хорошо выявляются при сравнении игр детей в раннем и дошкольном возрасте.

Содержание игровой деятельности детей раннего возраста составляют различные действия с предметами, игрушками и их заменителями. В дошкольном детстве игровые действия ― это действия общения. Нельзя, однако, считать, что игры детей раннего возраста, которые правильнее было бы назвать предметно-игровой деятельностью, и игры дошкольников никак не соотносятся. Напротив, именно в раннем детстве подготавливается деятельностная основа для перехода к игре нового качества ―-сюжетно-ролевой и ролевой. Предметно-игровая деятельность в раннем детстве не является однородной. Накапливая опыт действий с различными предметами, ребенок в результате общения с окружающими взрослыми людьми знакомится и с явлениями окружающей жизни, и это существенно меняет предметно-смысловое содержание его игровых действий.

Ребенку первого года жизни свойственны обследовательские, ориентировочные действия с предметами-игрушками ― ознакомительная игра. Игрушки для детей этого возраста должны быть, конечно, интересными, радующими их, и вместе с тем простыми, удобными, безопасными.

Развитие и воспитание дошкольников