Тема занятия для I класса : «Аппликация орнамента из геометрических фигур».

Цель занятия: знакомство с орнаментом; обучение учащихся пониманию цветосочетания, умению вырезать геометрические фигуры (квадраты), аккуратно наклеивать их; развитие чувства меры, ритма, вн

Iкласс

Тема занятия: «Аппликация орнамента из геометрических фигур».

Цель занятия: знакомство с орнаментом; обучение учащихся пониманию цветосочетания, умению вырезать геометрические фигуры (квадраты), аккуратно наклеивать их; развитие чувства меры, ритма, внимания, наблюдательности, памяти; воспитание усидчивости, терпения, навыков взаимопомощи.

Оборудование: две картины — одна черно-белая, другая цветная; цветы ромашки и тюльпана или их цветное изображение; цветные квадраты размером 20X20 см, наклеенные на картон; таблица с характерными ошибками (рис. 110, б).

Материалы, инструменты и приспособления: рисовальная и цветная бумага, клей; карандаш, линейка, ножницы, кисточка, подставка для кисточки; подкладной лист, тряпочки, дополнительные листочки для притирания наклеенных деталей.

Ход занятия

I.Сообщение темы и постановка цели занятия.
II.Проверка (дежурными) готовности к занятиям.
III.Подготовка к выполнению
задания.

Занятие начинается с небольшой беседы, которая подводит детей к выводу о том, что цветную картину понимать легче, так как она привлекает к себе внимание быстрее, чем картина, выполненная в черно-белом цвете, что детям и взрослым больше нравятся цветные мультипликационные фильмы, что природа в солнечный день бывает особенно яркой и красивой. Руководитель предлагает ребятам рассмотреть цветки ромашки и тюльпана, обратить внимание на цветовые сочетания: чисто-белые лепестки и желтая середина у ромашки и сочетание красного цвета с черным и желтым у тюльпана.

Все, что нравится человеку в природе, он может передать красками или карандашами на бумаге или другом материале. Красивую картину можно выполнить и аппликацией, т. е. наклеиванием кусочков цветной бумаги на белую или другого цвета бумагу. Узор на таблице, выполненный из цветных фигур в форме квадратов, тоже называют аппликацией.

Далее дети отрабатывают умения точно вырезать цветные квадраты (в школе на уроках трудового обучения они получили основные навыки вырезания квадратов).

Дети определяют, какого цвета, сколько и какого размера нужно заготовить квадратов. Они рассматривают лежащие на рабочем месте картонные квадраты — шаблоны, изготовленные на одном из предыдущих занятий.

Руководитель объясняет, как правильно пользоваться шаблоном. Его нужно приложить к углу цветной бумаги с оборотной стороны, обвести карандашом так, чтобы грифель плотно прижимался к картону.

Следует обратить внимание детей на то, что и линейку можно использовать как шаблон. Для этого к краю листа прикладывают линейку и, плотно прижимая грифель карандаша к ребру линейки, проводят линию, затем линейку передвигают так, чтобы ее ребро легло вдоль полученной линии, и проводят еще одну линию и т. д. Затем линейку располагают в другом направлении и последовательно размечают квадраты. Этот способ позволяет получить множество точных квадратов за довольно короткое время.

Руководитель кружка перед началом работы ножницами обязательно должен напомнить детям, как надо их держать, раскрывать, какой частью ножниц резать; показать, что резать надо не торопясь, точно по линии разметки.

При подготовке деталей орнамента возможны следующие ошибки: дети размечают квадраты не от края листа, а в центре, тем самым при вырезании не экономят бумагу; при обведении шаблона делают большие припуски, которые искажают форму детали; размечают детали аккуратно, но при вырезании допускают неточности, срезая линию отреза или оставляя пространство между линией разметки и непосредственным срезом; после окончания работы не проверяют правильности выполнения задания.

Вырезанные квадраты учащиеся должны сложить стопкой — для проверки точности их заготовки.

Руководитель объясняет, что вырезанные квадраты можно расположить в узоре по-разному (рис. 110, а).

Затем он рассказывает, что в цветовом отношении тоже могут быть различные варианты расположения квадратов, и предлагает своим слушателям вспомнить радугу. Они отмечают, что цвета в ней как бы переходят постепенно один в другой. Рассматривая таблицу, ребята называют цвета в той последовательности, в какой они даны: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Руководитель отмечает, что цветные квадраты в узоре можно расположить контрастно, предлагает рассмотреть таблицу и назвать цвета (черный — желтый, красный — синий, зеленый — коричневый).

Дети называют по порядку цвета квадратов, расположенных на таблице у доски (красный, желтый, голубой, черный, зеленый), два-три ученика предлагают свои варианты их расположения. Учитель называет наиболее удачные: красный, желтый, черный, голубой, зеленый. Затем дает задание: разметить две горизонтальные линии (на расстоянии 5 см друг от друга), взять красный квадрат, намазать его тонким слоем клея и приклеить (рис. 111) на середине первой линии так, чтобы нижняя сторона квадрата точно совпала с первой линией.

Учитель сообщает детям цель занятия: составить узор, используя сочетания цветов, данных на доске, так, чтобы квадраты были расположены противоположными углами на второй линии, и каждый следующий приклеивался рядом с предыдущим. Дети рассматривают таблицу с возможными ошибками, обращают внимание на то, что углы квадратов не совпадают с линией, один квадрат закрывает угол другого, детали вырезаны криво, много пятен от клея (рис. 110, б).

После анализа возможных ошибок учитель напоминает детям, что работать надо аккуратно, не торопясь, не допускать подобных ошибок.

IV.Самостоятельная работа детей по коллективно составленному плану.

V.В конце занятия руководитель просматривает, анализирует аппликации, затем отбирает несколько хороших и одну-две неудачные работы. Дети под его руководством анализируют их: отмечают достоинства, намечают пути устранения недостатков.

VI. Подводя итоги занятия, учитель обращает внимание кружковцев на то, чему они научились на данном занятии и чем будут заниматься на следующем (таким же узором украсят закладку для книг).

Рис. 110

Рис. 111

Развитие и воспитание дошкольников