Творчески работающий учитель находится в постоянном поиске путей и средств решения задач трудового и эстетического воспитания школьников.
Особая роль в этом процессе отведена учителю начальных классов. Именно он призван заложить основы трудовых навыков ребенка, его творческого потенциала, художественного развития.
Склонности
к эстетическому воспитанию проявляются у детей довольно рано. Ярким примером служат выставки детского творчества, где можно увидеть множество удивительного, неожиданного, красивого в поделках по образцам народных промыслов, в действующих конструкциях механизмов, моделях роботов, машин, учебно-наглядных пособиях.
И. А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть же перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка».
Одним из эффективных средств воспитания, в котором тесно переплетаются формирование трудовых навыков и художественное развитие учащихся начальных классов, может быть внеклассная работа по украшению изделий аппликацией. Ома позволяет детям другими глазами взглянуть на окружающий мир, пробуждает в них радость труда, жажду творчества. Занимаясь в кружке, посещая музеи, выставки, дети будут учиться понимать и ценить произведения искусства, познакомится с изделиями народных промыслов, узнают много интересного об истории и культуре своего края и страны.
Внеклассная и внешкольная работа в значительной степени способствует развитию индивидуальных способностей учащихся, вызывает у них стремление овладевать знаниями сверх обязательных программ.
Аппликации, представленные в данной книге, условно можно разделить на следующие темы: 1) узоры из геометрических фигур; 2) листья, овощи, фрукты, цветы; 3) элементы для оформительских работ; 4) плакаты, заголовки стенгазет; 5) орнаментальные узоры; 6) декоративные работы; 7) сюжетные работы; наглядные пособия.
В каждой теме представлены простые и сложные формы, даны примеры по составлению композиций, оформлению объектов труда.
Большинство имеющихся фигур, предметов, сюжетов руководитель кружка может использовать для разработки новых аппликаций.
Закрепив ряд трудовых навыков и освоив процесс подготовки и выполнения аппликаций, учащиеся и по окончании начальной школы смогут с удовольствием заниматься этим видом трудовой деятельности.