В самостоятельной изобразительной деятельности дети старшей группы все отчетливее проявляют склонность к какому-то ее виду — рисованию, лепке, аппликации. Расширяется тематика их рисунков.
Самостоятельная изобразительная деятельность возникает, если ребенок хочет нарисовать, слепить или сделать игрушку не только для себя, но и для определенного лица (в подарок маме, воспитателю, товарищу) или для группы лиц (например, для младшей группы, для своей группы), для изготовления украшений к праздникам, пособий для занятий, при желании поупражняться в умениях, навыках, полученных на занятиях.
Нередко во время самостоятельной изобразительной деятельности ребенок выполняет несколько ее видов. Например, делая игрушку для елки, он сочетает конструирование с рисованием или аппликацией, или при изготовлении украшений, платьев для кукол сначала их вырезает, потом эти выкройки раскрашивает, а создав из настольного конструктора сооружение — катер, ракетодром — тут же их зарисовывает.
Синтетичность самостоятельной изобразительной деятельности выражается и в ее связи с другими деятельностями (музыкальной, театрально-игровой, литературной). Дети рисуют силуэты персонажей для теневого театра («Колобок», «Теремок», «Медведь и Маша»), мастерят элементы костюмов к драматизациям сказок «Теремок», «Колобок», «Рукавичка», рисуют декорации к ним, затем сами осуществляют постановку сказок, исполняют роли.
Некоторые виды изобразительной деятельности (исходя из содержания) требуют коллективной формы организации. К ним можно отнести создание коллективной лепки, рисунка: аппликации, когда несколько детей договариваются между собой, что будут выполнять. Воспитатель может помочь им в этом. Самостоятельная изобразительная деятельность дошкольников имеет большое значение для воспитания чувства коллективизма и ответственности за общее дело. Воспитатель использует коллективные формы работы для воспитания доброжелательного отношения детей друг к другу, к окружающим, умения договариваться между собой. Чувство удовлетворения, которое ребенок испытывает от работы и ее результатов,— одно из условий, обеспечивающих проявление заинтересованности, положительного отношения к выполняемому.
Самостоятельная художественная деятельность дошкольников проходит большей частью в помещении. Однако воспитатель может организовать ее и на воздухе: рисование на асфальте цветными мелками, лепка из глины, рисование с натуры цветков, листьев (акварелью, гуашью, пастелью, цветными карандашами), создание на песке из камушков изображений (солнышка, животных, людей), изготовление изделий из папье-маше, плетение из ниток, тесьмы, соломки, поделки из сучьев и веток растений; зимой — создание скульптур из снега с использованием цветного льда для украшений.
Самостоятельной изобразительной деятельности детей способствует создание соответствующей среды: оборудование места работы, приобретение пособий, материалов, удобное их размещение. Использование широкого ассортимента материалов обогащает изобразительную деятельность детей. Хорошо, если кроме гуаши есть для выбора темпера, акварель, рельефная паста, тушь, цветная пастель, если дошкольники работают с тканями, керамической глиной и плиткой, цветной синтетической пленкой. Кроме освоения незнакомых предметов дети открывают для себя новые возможности образного воплощения замысла. Место деятельности, если оно удобно для ребенка, способствует развертыванию работы. Особенно удобны стол с пятью мольбертами, ленточный стол, шкаф для хранения материалов, настольных игр и игрушек. Материалы и оборудование воспитатель время от времени меняет, дополняет.
Одним из условий успешного развития самостоятельной художественной деятельности детей является умелое руководство ею со стороны воспитателя. Однако руководство это должно носить косвенный характер. Поэтому, планируя работу с детьми, воспитатель должен заранее продумать и методы руководства самостоятельной деятельностью. Он оказывает детям необходимую помощь: показывает приемы игры на инструментах, может исправить неточности при исполнении детьми песни, танцевального движения, помогает организовать игру, активизирует малоактивных детей, предлагая им интересное задание, побуждая их время от времени проявлять собственную инициативу, помогает оформить замысел, когда он не отчетлив, советует в выборе материалов, иллюстраций, в организации коллективной работы. Метод прямых указаний не приемлем.
Руководство самостоятельной художественной деятельностью дошкольников требует индивидуального подхода, творческого взаимодействия педагога и ребенка.
Читайте также:
Просмотрено: 0 раз 8 сентября 2011