При изучении темы «Грузовые машины» необходимо уделить особое внимание детскому наблюдению и предварительному анализу конструируемых объектов, которое должно быть направлено не только на выделение их структуры, но и на показ взаимосвязи ее с действиями объектов и их частей (например, кузов грузовой машины, предназначенный для перевозки мебели,— крытый и высокий). Дети должны самостоятельно находить решения (сидящим за одним столом предлагают разные условия, дают машинки, коробочки, грузы разных форм и размеров).
Необходимо часть занятия (5—10 мин) отводить для работы со схемами построек, то есть рисунками, на которых упрощенно изображены основные части предметов, показано их расположение, а иногда и состав строительных деталей, из которых каждая часть может быть построена. (На каждый стол кладется по одному рисунку).
Схематические изображения предмета (или постройки) можно использовать при прохождении любой темы. На первом занятии схема дается наряду с конкретным образцом и соотносится с ним. На втором занятии ее можно дать без конкретного образца. Если она детализирована, детей учат точному ее обследованию, если дана в общем виде — учат вносить творческие элементы в решение (в зависимости от предложенного материала).
К концу года на занятиях «по замыслу» можно предложить детям заранее составить схематический набросок будущей постройки, в общем виде указывающей состав частей предмета и их расположение. Воспитателю следует учитывать, что в рисунках детей иногда изображается то, что нельзя воспроизвести в постройке (например, дым из трубы, занавески на окнах и др.). Важно показать детям, что в схемах построек надо изображать общую форму предмета, форму и расположение основных частей, их размерные соотношения. Этого бывает достаточно для предварительной организации конструктивного замысла.
В обучении необходимо применять самые простые и понятные детям схематические рисунки. Например, автобус или машину лучше изображать сбоку, тогда отчетливо видны основные части их строения; ворота, фасад дома, декоративную стенку — спереди; заборы, огораживающие предметы и имеющие разную конфигурацию,— сверху.
Детей шестого года жизни нужно учить создавать коллективные постройки (зоопарк, улица, детский сад и т. д.), руководствуясь общим замыслом. При этом каждый ребенок сооружает свою постройку в соответствии с этим замыслом. Дети делятся на небольшие группы и еще до занятия договариваются между собой о теме постройки (что они будут строить, из какого материала и т. п.), а затем, в начале занятия, 4—6 детей рассказывают о замысле своей группы. В процессе возведения построек педагог следит за взаимоотношениями своих воспитанников, обеспечивает активность и самостоятельность каждого. Конструктивная деятельность вне занятий проводится в строительном уголке, где помещаются различные наборы строительных материалов, мелкие игрушки, изображающие людей, животных, растения, транспорт, а также альбомы с фотографиями построек. Фотографии и схематические рисунки могут содержать разные варианты одной и той же темы (мосты, транспорт и т. д.).
Часть своих построек дети пересматривают, дополняют различными деталями. Такая работа продолжается несколько дней, поэтому важно создавать условия для сохранения наиболее интересных работ.
В летнее время на участок выносятся наборы строительного материала, из которых дети сооружают различные постройки на столах и играют с ними, используя игрушки: строят театр и показывают в нем представления: строят мост, улицу и организуют на них движение.
Читайте также:
Просмотрено: 0 раз 7 сентября 2011