Музыкально-дидактические игры повышают эффективность процесса музыкального воспитания. Они способствуют развитию у детей музыкально-сенсорных способностей.
Играя в музыкально-дидактические игры, ребенок учится различать основные свойства музыкального звука: высоту, длительность, тембр, силу. Каждая музыкально-дидактическая игра имеет свою задачу, правила и определенное развитие действия.
Учебные задания в музыкально-дидактических играх облечены в игровую форму, поэтому они легче усваиваются детьми, вызывают большой интерес и желание выполнить их. Например, в игре «Громко — тихо запоем» (музыка Е. Тиличеевой) ставится задача научить детей различать динамику, но предлагается эта задача в увлекательной форме: из числа детей выбирается водящий, который отворачивается и закрывает глаза, в то время как воспитатель вместе с детьми прячет мяч. Затем дети вместе с воспитателем исполняют песенку, в тексте которой объясняются условия игры. Дети поют песню, то усиливая, то ослабляя звучание в зависимости от того, близко или далеко находится водящий от спрятанного мяча.
Часто музыкально-дидактические игры объединяют музыку с движением, а игровые действия в них диктуются развитием художественного образа. Это придает музыкально-дидактическим играм сходство с подвижными, хороводными, сюжетно-ролевыми играми. Отличительной чертой музыкально-дидактических игр является то, что в них решается учебная задача. Так, в игре «Догадайся, кто поет» (музыка Е. Тиличеевой) дети должны на слух различать тембр голосов своих товарищей. Взявшись за руки, они идут по кругу и поют песню (1-й куплет). Затем один из детей поет 2-й куплет песни ребенку — «жмурке», стоящему в центре круга с закрытыми глазами. «Жмурка» по голосу узнает, кто из детей пел, и называет его по имени.
Методика разучивания музыкально-дидактических игр несложна. Обычно с новой игрой дети знакомятся во время музыкальных занятий. Педагог объясняет детям условия игры, ставит определенную задачу. Затем исполняет песню, специально сочиненную композитором для этой игры, а дети выполняют необходимые действия — передают хлопками ритм мелодии, различают звуки по высоте и т. д. Постепенно дети запоминают слова и мелодию песни и через 1—2 занятия сами исполняют ее вместе с педагогом. Когда игра освоена детьми, они переносят ее в свою самостоятельную деятельность. Педагог должен поощрять стремление детей поиграть в знакомую игру.
Овладев навыками различения основных свойств музыкального звука в процессе разучивания музыкально-дидактических игр, дети гораздо успешнее справляются с музыкально-исполнительскими задачами, например: воспроизводят динамические нюансы при исполнении песни; точно передают ритм, исполняя танец или музыкально-ритмическое упражнение.
Навыки, получаемые детьми в процессе музыкально-дидактических игр, являются стимулом для развития самостоятельной музыкальной деятельности и творческих проявлений.
Театрализованными играми детей шестого года жизни являются разные виды игр — с театральными куклами, образными игрушками, наборами самоделок, готовыми наборами плоскостного театра (по сказкам), играми-драматизациями. По содержанию и форме эти игры становятся более развернутыми, чем в средней группе. Детей нужно учить самим, в соответствии с замыслом, отбирать игровой материал, атрибуты к ним; пользуясь советами воспитателей, готовить оформление театрализованного представления или спектакля.
Деятельность старших дошкольников должна обязательно находиться в
поле зрения воспитателя, так как по своей структуре театрально-игровая деятельность достаточно сложна. Воспитатель должен уметь вовремя подсказать детям способы осуществления замысла, образные действия, напомнить текст, чтобы игра не прервалась из-за возникших трудностей. Например, Валя принесла в детский сад свою игрушку — Хрюшу, которого мама помогла оформить таким, как в телевизионной передаче.
Вместе с детьми воспитатель вспомнил последнюю передачу с участием Хрюши, а Саша предложил придумать свою «передачу» и показать ее по «телевизионному экрану» (сделанному из фанеры). Идея понравилась детям. Вспомнили, что вместе с Хрюшей в передаче «Спокойной ночи, малыши» участвуют и Степашка, и Филя. Соответствующие мягкие игрушки в группе были, нужно было лишь сделать их похожими. Замысел осуществляли постепенно, интерес к идее не ослабел. При поддержке воспитателя инициатива детей получила интересное развитие.
В такой ситуации воспитателю нужно не только направлять деятельность детей, но и давать ей оценку, напоминать о тех знаниях, которые сообщаются на занятиях, предлагать подходящие несложные задания-упражнения, объединять 2—3 детей для их выполнения.
Использование образных игрушек (мягких, сувенирных) в театрально-игровой деятельности является существенным приемом приобщения детей к этой деятельности, помогающим им постепенно овладевать техникой управления театральными куклами и организовывать целостный спектакль.
Продуманно организованная обстановка для игр, обеспечение игровым материалом, атрибутами, оборудованием (ширмы для кукольного театра, театральные куклы, различные атрибуты к играм, декорации к спектаклям и т. д.) являются важным условием для осуществления успешного руководства театрализованными играми детей, сближения их с различными сторонами образовательной и воспитательной работы в детском саду.
Работа по руководству театрально-игровой деятельностью детей должна носить планомерный характер. Недостаточно только создавать необходимую обстановку для игр, нужно чтобы была тесная взаимосвязь содержания занятий театрализованных игр и получаемых детьми знаний и навыков. Важно учитывать индивидуальные склонности и способности детей, поощрять их стремление показывать спектакли малышам. Нужно устраивать конкурсы на лучшее исполнение ролей для участия в праздниках, развлечениях, что особенно стимулирует и активизирует детей, способствуя развитию их театрально-игровой деятельности.