Образец, несущий определенную нравственную нагрузку, создается также в процессе разговоров-бесед педагога с детьми при рассматривании картин и иллюстраций к прочитанному.
Полезны обсуждения качеств людей, которых дети изображают в своих играх. До начала игры в «Семью» воспитатель вместе с детьми пытается создать нравственный образ «папы». «Папа» не только работает, но и помогает «маме». Он покупает продукты, моет посуду, играет с «детьми». Он заботлив и ласков. В процессе игры дети стремятся воплотить эти черты в ролевом поведении.
Эффективным приемом является участие взрослого в играх детей с целью воплощения образца ролевого поведения, а также обсуждение педагогом совместно с детьми ролевого поведения детей после игры. («Саша в роли «капитана» был строгим, но справедливым и вежливым, а «мама», роль которой выполняла Люся, покрикивала на «детей», приказывала и ни с кем не считалась».)
Характер отношений изображаемых героев дети познают, когда выполняют разные роли в рамках одного сюжета или принимают участие в играх с разнообразной тематикой.
В совместную игру старшие дошкольники вступают, имея каждый свои сложившиеся взаимоотношения с окружающими людьми и сверстниками. Разный уровень общей воспитанности, житейского и игрового опыта, ставит их иной раз перед трудностями при выборе темы игры, согласовании замыслов, подборе игрушек, распределении ролей. При договоре о совместной игре или в процессе реализации сюжета игры могут возникать конфликты. Воспитатель помогает детям улучшить их взаимоотношения, используя общепринятые нормы и правила поведения, вносимые им в игру.
Программа воспитания детей в игре предусматривает формирование у старших дошкольников умения по ходу игры подбирать, менять игрушки, предметы, обстановку с помощью разнообразного подсобного материала в соответствии с выбранной темой, сюжетом, использовать самоделки, сооружать нужные для игры постройки, применять природный материал. Правильная организация предметно-игровой среды в группе требует учета особенностей психического развития старших дошкольников (наглядно-образный характер их мышления, способность к моделированию действительности в игровой форме, развитое воображение, стремление к фантазированию, основанному на комбинировании и преобразовании ранее полученных знаний) и выполнения воспитателем программной задачи развития в игровой деятельности детского творчества. Это означает, что предметно-игровая среда не должна сковывать игровой инициативы детей при постановке и решении ими игровых задач, возникающих по ходу формирования и реализации игрового замысла.
Тематические игровые уголки, получившие широкое распространение в практике организации сюжетных игр детей раннего и младшего дошкольного возраста, в группах старших детей могут стать тормозом в развитии игровой инициативы. Это нежелательное явление возникает потому, что в тематических уголках для сюжетно-ролевых игр детям заранее задается не только игровая задача, но и готовые, неизменные во всех возрастных группах, способы и средства для ее решения. Другой ошибкой является осуществляемый воспитателем подбор игрушек и атрибутов точно по темам игр, что сообщает игре не свойственный ей схематизм и заученное использование одних и тех же игрушек, обслуживающих заданную взрослым тему игры.
Читайте также:
Просмотрено: 0 раз 6 сентября 2011