Цель: закрепить у детей умение определять в овощах ботву; активизировать знания об овощах, фруктах, ягодах.
Дидактический материал: разрезные картинки для работы на фланелеграфе (овощи: морковь, репа, редиска, свекла, лук — и отдельно ботва к ним).
Ход занятия
Воспитатель напоминает детям о занятии, на котором они определяли овощи по вкусу. Говорит, что сегодня она проверит, хорошо ли ребята различают овощи по их внешнему виду. Показывает картинку с ботвой моркови. Вызывает ребенка. Говорит остальным: «Чтобы вашему товарищу было легче выполнить задание, скажите: «Вершок, вершок, где твой корешок?» Ребенок отыскивает соответствующую картинку с корнеплодом и прикрепляет ее на нужное место. Дети оценивают правильность его действий.
Далее воспитатель прикрепляет на фланелеграф вперемешку картинки с разными корнеплодами и разной ботвой, например: редиску, свекольные листья, репу, листья лука, а дети определяют, что это (если речь идет о корнеплодах, задается вопрос: «Корешок, корешок, где твой вершок?»).
Убрав разрезные картинки, педагог расставляет на подставках для книг 4—5 ярких картинок с крупными изображениями ягод, овощей, фруктов (смородины, вишни, капусты, арбуза, груши и др.). (Картинки повернуты к детям тыльной стороной.)
— Сейчас
мы,— говорит педагог,— будем составлять маленькие рассказы-загадки про ягоды, фрукты, овощи. Помните загадку: «Желтая, а не солнце, круглая, а не луна. Ее едят, про нее сказку говорят»? Как вы узнали, что это репа? Ведь слово репа в загадке не встречается? Правильно, о репе рассказано в загадке самое главное, но вместе с тем так, что сразу и не догадаешься.
Хитро рассказано!
Давайте-ка вместе сочиним загадку про земляничку (показывает картинку с цветущей земляникой и со спелой).
Дети предлагают свои варианты загадок, воспитатель оценивает их, уточняет формулировки. В результате получается такая загадка: «Беленький цветок, красненький глазок. Как ни прячься под листом, все равно тебя найдем».
Затем кто-нибудь из детей, выйдя к столу педагога и рассмотрев еще раз картинки, самостоятельно составляет загадку. Дети отгадывают. Если что-то не ясно, задают вопросы. («Это едят?», «Это овощ?», «Сладкий?», «Кислый?» и т. п.) Если загадка отгадана, ребенок показывает всем картинку, после чего педагог помещает ее на мольберт. (На место этой картинки на подставку ставят запасную.) В заключение воспитатель интересуется, понравилось ли детям занятие и кому что было интересно делать.