Конструктивная деятельность дошкольников

От простого манипулирования ребенок постепенно приходит к конструктивной деятельности путем случайно подмеченного сходства его постройки с каким-либо предметом. В результате показа и обучени

В то время как на втором году жизни занятия с кубиками носят характер целенаправленного манипулирования, на третьем году в занятиях со строительным материалом появляются уже элементы конструирования.

От простого манипулирования ребенок постепенно приходит к конструктивной деятельности путем случайно подмеченного сходства его постройки с каким-либо предметом. В результате показа и обучения детей правильно использовать материал и строить что-нибудь определенное, — дети начинают сами преследовать цель и действовать по заранее намеченному плану.

Занятия со строительным материалом и»конструктором развивают творческую инициативу и фантазию.

Кроме строительного материала, конструктивная деятельность развивается с помощью вкладышей, складных домиков, что воспитывает умение сосредоточиться и вырабатывает у детей определенность и точность действий. Для этого необходимо проводить с детьми ряд специальных занятий с конструктивным материалом.

После того, как дети усвоили приемы использования любого конструктивного материала, следует давать его детям для самостоятельной деятельности. При этом необходимо приучать детей заниматься организованно, за столом, убирать материал на место после окончания занятий.

Для занятия используется настольный и крупный строительный материал, состоящий из различных геометрических фигур, и строительный конструктор (бруски, колесики и палочки).

Задачей занятий является вызвать интерес к конструированию, научить действовать со строительным материалом и конструктором и воспроизводить по показу элементарные постройки.
Занятия со строительным материалом

Кроме настольного строителя с разнообразными телами (кубики, кирпичики, призмы, конусы, дощечки, палочки), берутся куколки и мелкие животные. На каждого ребенка 8-10 деталей.

Ход занятия: 4-5 человек за столом с воспитательницей. Воспитательница берет набор строительного материала и строит что-либо, сопровождая свои действия словами: «Я построю дом, возьму кирпичики, положу их в ряд, сюда еще кирпичики положу»… и т. д. Затем раздает детям строительный материал и предлагает каждому строить что-либо по своему выбору. При этом она помогает, подсказывает, как правильно использовать материал.

«Ты для кого строишь дом? Для куколки Марины? А как же Марина войдет в дом, нужно сделать дверь». Ребенку, у которого постройка не получается, воспитательница строит сама. Во время занятия разговаривает с детьми, не оставляя без внимания ни одного ребенка.

Можно построить, кроме дома, гараж, лестницу, железную дорогу и др.

Кроме занятий с «настольным строителем», следует проводить такие же занятия с небольшой группой детей с крупным материалом на полу.

Аналогично организуются занятия с простейшим конструктором.

Сосредоточенное внимание и точность действий у детей развиваются с помощью следующего материала: геометрические и сюжетные вкладыши, плоскостная цветная мозаика, складные домики.

Задача воспитателя учить
детей сосредоточенно заниматься с материалом, требующим по своему характеру точных, определенных действий, и добиваться конечных результатов.

Сюжетные вкладыши

Берутся дощечки с контурами предметов и цветные детали предметов для их заполнения (по числу детей), например, башенки, паровоз, грибы и др.

Ход занятия: за столом четверо детей и воспитательница. Она берет одну дощечку и детали к ней, рассматривает с детьми рисунок и показывает, как надо вкладывать детали в углубления доски, составляя изображение данного предмета. Раздает детям дощечки с деталями, рассматривает их с детьми и помогает детям заполнять свои дощечки. Усложнением данного занятия является пособие, состоящее из круга с наклеенным рисунком и пустого круга на который ребенок должен наложить детали для получения такого же рисунка. Аналогично проводится занятие с геометрическими вкладышами.

Развитие и воспитание дошкольников