Рисование и лепка имеют большое положительное значение для развития детей. В этих процессах уточняется и обогащается детское восприятие, у ребенка формируется умение сравнивать, сопоставлять предметы по их размеру, форме, различать часть и целое, развивается речь, память, мышление.
Воспитательница должна учить детей специфическому использованию соответствующих материалов, вызвать интерес к рисованию и учить узнавать в рисунке взрослого те предметы, которые он изображает. На первом этапе обучения рисованию ребенка интересует сам процесс действия с карандашом. Путем непроизвольных движений на бумаге у него получаются различные штрихи и закругленные линии.
В начале третьего года жизни ребенок начинает их называть («дом», «птичка»), но это еще прямой перенос, возникший в результате того, что взрослый, рисуя, всегда называл свои рисунки; узнавания предметов по рисунку еще нет. Лишь в конце первого полугодия 3-го года жизни случайно подмеченное самим ребенком сходство в его штрихах с каким-либо предметом обусловливает название этого предмета: «У меня птичка вышла!» Часто вслед за названием ребенок заявляет: «Нарисую птичку!» — и старается непременно воспроизвести штрих или линию, которая напоминает ему птичку и имеет с ней сходство. Лишь к концу 3-го года жизни ребенок начинает преднамеренно рисовать, сообщая заранее, что он хочет сделать. Например: «Я буду птичку рисовать».
Лепка
Занятие I
Цель: ознакомить с глиной и ее свойствами. Вызвать интерес к лепке, научить узнавать изображения, вылепленные взрослым.
Должна быть специально приготовленная глина в виде бруска.
Ход занятия: 4-5 детей сидят за одним столом. Воспитательница достает куски глины в виде бруска (такой формы, которую потом будут давать детям на занятии) и говорит: «Ребята, это у меня глина. Глина мягкая». Сама на глазах у детей мнет ее и тут же дает потрогать и помять детям. После того, как все дети попробовали мять глину, воспитательница говорит: «Из глины можно лепить», — и показывает детям, что от этого кусочка можно отрывать маленькие кусочки, а из них можно слепить палочки; показывает это на столе так, чтобы было всем видно.
Занятие II
Цель: обучать первым техническим приемам — ка-тать.
Берется глина в виде бруска (по числу детей и один для воспитательницы).
Ход занятия: 4-5 детей сидят за столом. Воспитательница сидит перед ними. Усадив детей, она спрашивает: «Ребятки, а что это у меня?» Если кто-нибудь из ребят называет глину, то она только подтверждает: «Правильно, Вова, это глина» и еще раз называет ее: «Ребятки, это у меня глина. Я из нее буду палочку лепить». Отрывает сначала кусочки, а потом из них катает палочки. При этом все свои действия она сопровождает словами. После этого она раздает детям глину и предлагает им лепить. Затем следит, правильно ли дети ее используют, не разбрасывают ли, и тут же каждому индивидуально показывает, как отрывать кусочки и из них катать палочки. Весь свой показ воспитательница сопровождает обязательно словами и непосредственным показом рукой самого ребенка. Такие занятия повторяются, пока дети не начнут выполнять элементарные специфические действия с глиной. После этого воспитательница может заниматься лепкой со всей группой.,
В последующих занятиях происходит обучение новым приемам: катать шарики, вдавливать и прижимать шарики, соединять отдельные части.Воспитательница дает несколько простых образцов того, что можно сделать из палочек (самолетики, лесенку), из шариков (грибок, тарелочка, лопатка), сопровождая показы словами, и старается, чтобы дети воспроизвели то же самое.
В группе детей, которые уже научились обращаться с глиной и выполняют показанные действия, воспитательница сама обращает внимание ребенка на случайно возникшее сходство сделанного им изображения с каким-либо реальным предметом, если оно, конечно, есть. Например, воспитательница говорит ребенку: «Смотри, какая у тебя палочка получилась». Это следует делать для того, чтобы ребенок сам начал рассматривать результаты своей работы и называл то, что у него получилось. Если ребенок по случайному сходству с предметом назвал его, то воспитательница должна поощрять это и еще больше подчеркнуть то случайное сходство, по которому ребенок узнал реальный предмет. Рекомендуется также попросить ребенка снова сделать то же самое.
Воспитательница сама лепит простые предметы, заранее говоря, что она будет лепить, и следит за тем, чтобы ребенок, если он пытается изобразить какой-либо предмет, делал его похожим на реальный.
Воспитательница показывает детям образцы хороших детских работ.
Рисование
Занятие I
Цель: ознакомить с карандашом и бумагой. Вызвать интерес к рисованию. Научить узнавать изображения в рисунках взрослого.
Детям дается карандаш и бумага размером в тетрадочный лист.
Ход занятия: 4-5 детей сидят за одним детским столом, воспитательница сидит перед ними. Воспитательница говорит: «Ребятки, смотрите, что это у меня?» — и показывает карандаш. Если дети называют правильно, то она только подтверждает: «Да, это карандаш». Также спрашивает о бумаге. Говорит: «Ребята, я вам сейчас что-то нарисую!» -и на глазах у детей рисует. Проводит две вертикальные и несколько горизонтальных линий. «Смотрите, лесенка получилась! А вы хотите рисовать?» После положительного ответа детей раздает им бумагу и карандаши. Показывает детям, как правильно держать карандаш в пальцах правой руки, не слишком близко к отточенному концу, как положить бумагу: «Вот так держи карандаш. Придерживай рукой бумагу. Не рисуй здесь, ведь тут уже нарисовано». Воспитательница следит, чтобы дети использовали карандаш и бумагу по назначению, не мяли бумагу, не стучали карандашом, учит, как нажимать карандашом на бумагу, чтобы оставались линии, следы, так как первые движения ребенка еще очень неуверенные. Если воспитательница видит, что интерес к занятию падает, предлагает собрать карандаши в стаканчик, а рисунки отдать ей.
В последующих занятиях воспитательница учит проводить прямые, закругленные, зигзагообразные линии, замыкать линию в круглую или угловатую форму, дает несколько простых образцов того, что можно нарисовать (дорожка, лесенка, окошко, шарик, мяч, солнышко). Так же, как и при лепке, старается, чтобы ребенок нашел сходство изображения с предметом: «Смотри, ты нарисовал линию, получилась дорожка». Это способствует тому, что ребенок сам начинает рассматривать свои рисунки.
Если ребенок по случайному сходству сам назвал предмет, например, проводил закругленные линии, и одна из них по своей форме напомнила ему яблоко, он говорит: «Ой, у меня яблочко получилось!» — воспитательница должна еще больше подчеркнуть то случайное сходство, по которому ребенок узнал предмет. Она просит ребенка нарисовать снова то же самое.
Воспитательница сама рисует с целью научить детей начать рисовать что-то определенное. Она заранее говорит детям, что будет рисовать, и, рисуя отдельные элементы, поясняет: «Вот кругленькая головка, а вот длинный хвостик», и побуждает детей узнать то, что она рисует. Иногда, не закончив рисунка, после того, как дети по»отдельным частям узнали, что она рисует, воспитательница обращается к детям с просьбой указать, что надо еще нарисовать. Например, нарисовав голову, туловище, спрашивает, что же еще надо нарисовать. «Правильно, ножки надо нарисовать» и, рисуя, говорит:; «Вот мы внизу нарисовали девочке ножки». Очень хорошо, если воспитательница, прежде чем нарисовать, дает образец тех предметов, которые потом дети будут рисовать. Например, можно дать рассмотреть мяч, подчеркнув, что он круглый, предложить ребенку провести рукой по его поверхности. Очень хорошо рассматривать вместе с детьми наиболее удачные детские рисунки.
Детские работы желательно сохранять, так как они отражают развитие процесса рисования у ребенка, которое происходит в течение занятий.
Кроме групповых занятий по рисованию, нужно представлять отдельным детям возможность рисовать по их желанию и в другое время. Для этого в детской комнате должна быть черная деревянная доска и мел (который хранится у воспитательницы и
дается по просьбе детей), а также всегда наготове бумага и карандаши. Нужно всячески поощрять самостоятельное рисование детей, применяя для этого те же воспитательные приемы, что и при групповом занятии.
При правильном систематическом проведении занятий лепкой и рисованием к 3 годам дети приходят к следующим результатам: 1) умеют правильно пользоваться карандашом, глиной; 2) охотно рисуют, лепят. Называют свои рисунки и результаты лепки по случайно возникшем1′ сходству. Узнают то, что нарисовано и вылеплено воспитательницей; 3) иногда заранее ставят перед собой- цель и соответственно ей лепят, рисуют, хотя еще часто в процессе действий переключаются на другое; 4) в рисунке, лепке появляется сходство, хотя и отдаленное, с называемым предметом.