Физическое воспитание дошкольников
В программе детского сада все упражнения, в особенности для рук, ног, туловища, подобраны с таким расчетом, чтобы они оказывали влияние на укрепление мышечной системы ребенка, в том числе мышц спины, живота, шеи, плечевого пояса, стопы. Регулярное выполнение общеразвивающих упражнений на утренней гимнастике и занятиях — серьезная предпосылка формирования правильной осанки детей.
Помимо общеукрепляющих мер и упражнений в старшей группе следует пользоваться и некоторыми специальными упражнениями. К ним относятся такие, которые помогают детям почувствовать правильную позу, понять, как ее удерживать и контролировать (фиксация тела в правильном положении у стены: потягивание, выпрямление, приседания, наклоны, повороты в упражнениях с палкой, балансирование с грузом на голове и т. д.), а также упражнения, связанные с разгрузкой и вытяжением позвоночника: в положении лежа, стоя в упоре на коленях; ползание, плавание.
Не следует забывать, что даже правильная поза, если она сохраняется длительное время, может послужить причиной нарушения осанки. Поэтому детей приучают в процессе занятия, игр и самостоятельной деятельности не оставаться долго в однообразной позе, а менять положение тела, расслабляться при чувстве усталости.
На осанку детей неблагоприятно влияет плохое развитие стопы. Профилактика плоскостопия чрезвычайно важна. Для укрепления мышц, формирования ее сводов применяются упражнения в ходьбе, беге, подскоках на носках, перекаты с пяток на носки, передвижение по канату, гимнастической стенке, ходьба на наружных сторонах стоп, перекладывание и отбрасывание предметов стопами ног сидя, ходьба и бег по песку и многие другие. Эти упражнения должны широко применяться во всех видах работы с детьми по физической культуре.
Во время построений и перестроений дети должны научиться соблюдать определенный порядок: становиться по росту, равняться в затылок друг другу в колонне, выравнивать шеренгу, ориентируясь на положение носков ног; перестраиваться на ходу или на бегу из одной колонны в две и наоборот, а также в звенья; размыкаться в колонне и шеренге, вытягивать руки вперед или в стороны, делать несложные повороты.
Объем умений и навыков у воспитанников старших групп в ходьбе, беге, прыжках и других основных движениях весьма обширен. Постепенно повышая требования, воспитатель подводит старших дошкольников к тому, что во время ходьбы они поддерживают правильное положение туловища, непринужденно размахивают руками, согласуя движения рук с уверенным и ритмичным шагом. Дети, передвигаясь умеренно широким шагом, приучаются энергичнее отталкиваться толчковой ногой, сразу же выносить ее после отталкивания вперед, а затем опускать на землю, обозначая перекат с пятки на носок. Они должны знать, что во время ходьбы на месте нога опускается на землю сперва на носок, а потом уже на всю стопу. То же происходит и при ходьбе гимнастическим шагом.
Необходимо добиваться усвоения детьми отдельных деталей техники бега, который в целом отличается у них хорошей согласованностью движений, равномерностью и прямолинейностью. Следует обращать внимание на непринужденное положение корпуса и головы, ровное и ненапряженное положение плеч, активное движение рук, энергичное отталкивание и подъем бедра, вынос голени маховой ноги вперед и правильную постановку ноги. Следует иметь в виду, что движения ног в разных видах бега неодинаковы. Бег на месте и трусцой отличается постановкой ноги на грунт передней частью стопы и дальнейшим опусканием ее на всю стопу. Бег в спокойном темпе широким шагом сопровождается постановкой ноги на грунт с перекатом пятки на всю стопу (то же происходит после преодоления на бегу невысоких препятствий), а бег на скорость совершается на передней части стопы. Дети должны уметь различать разные способы бега и пользоваться ими в разных условиях.
Читайте также:
Просмотрено: 0 раз 6 сентября 2011