При правильной
организации эта форма работы позволяет обеспечить достаточный, примерно одинаковый для каждого ребенка двигательный режим в течение дня, удовлетворить возросшие потребности детей в двигательной активности.
В процессе физических упражнений и подвижных игр детей старшего дошкольного возраста приучают играть и выполнять упражнения, придерживаясь определенных правил. В результате у них формируются навыки самостоятельной организации знакомых им игр с группой сверстников.
На прогулках в течение всего дня с детьми старшей группы могут быть проведены самые разнообразные физические упражнения и игры. Но их характер и содержание в разные режимные отрезки времени не одинаковы. Утром, до занятий, во время приема детей на участке целесообразно поощрять самостоятельно организованные детьми игры с менее интенсивными движениями. Хороши в этот период малогрупповые игры с предметами (мячами, кеглями, кольцебросами, бабками и др.). Возможно повторение уже знакомых детям элементов спортивных игр (городки, бадминтон, настольный теннис и т. д.), спортивных упражнений (скольжение по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах, катание на санках и т. д.). На вечерней прогулке виды подвижных игр и упражнений не меняются.
Наиболее благоприятное время для проведения коллективных физических упражнений и подвижных игр — дневная прогулка. В этот период времени должны быть обязательно организованы подвижные игры в сочетании с физическими упражнениями. Длительность их в разные дни не одинакова. В дни проведения физкультурных занятий дети могут участвовать в одной-двух подвижных играх или в одной подвижной игре и в каком-либо физическом упражнении. Продолжительность игр и упражнений в этом случае 10—12 мин. В другие дни, когда физкультурные занятия не проводятся, на прогулке с детьми необходимо проводить подвижные игры в сочетании с разнообразными физическими или спортивными упражнениями в течение 25—30 мин.
Подбор игр и упражнений осуществляют с учетом времени года, состояния погоды и места их проведения. Весной, летом и ранней осенью на прогулках должны проводиться подвижные игры и физические упражнения, которые трудно провести в помещении. Например, игры «Горелки», «Встречные перебежки», «Пожарные на учении». Целесообразно в этот период поупражнять детей в беге наперегонки, на скорость, в прыжках с разбега, в прыжках с длинными и короткими скакалками, в метании вдаль и т. п. Следует упражнять детей в езде на велосипедах и самокатах, содействовать овладению элементами баскетбола, бадминтона, футбола и других спортивных игр.
В зимнее время целесообразны ходьба на лыжах, катание на санках, ледянках, скольжение по ледяным дорожкам. Подвижные игры зимой следует проводить с использованием специфических зимних условий (снега, ледяной поверхности) в виде метания снежков в цель и вдаль, пробегания снежных лабиринтов, игр- эстафет с санками и т. д.