Закончив составление обеда, следует составить меню завтрака, полдника и ужина

На завтрак, как и на ужин, детям дают различные молочные каши, желательно с овощами или фруктами (овсяная, манная или рисовая с морковью, черносливом, курагой, изюмом; пшенная с тыквой или и

На завтрак, как и на ужин, детям дают различные молочные каши, желательно с овощами или фруктами (овсяная, манная или рисовая с морковью, черносливом, курагой, изюмом; пшенная с тыквой или изюмом и др.), овощные блюда (морковь в молочном соусе, овощное рагу, тушеная капуста, свекла, овощная икра), крупо — овощные блюда (овощные голубцы с рисом, морковные котлеты, различные запеканки), блюда из творога (сырники, запеканки, ленивые вареники), яичные блюда (омлет, омлет с томатами, картофелем и др.), неострые сорта сыра. На завтрак изредка дети могут получать сосиски или сардельки, вымоченную сельдь или селедочный паштет, жареную или отварную рыбу.

Из напитков на завтрак обычно дают злаковый кофе на молоке, чай с молоком, молоко; на ужин — молоко, кефир, реже — чай с молоком.

На завтрак и на ужин желательно, так же как и на обед, давать детям салаты из свежих овощей и фруктов. Особенно это важно в летний период, когда дошкольные учреждения получают дополнительные средства на питание и в ряде случаев расходуют их нецелесообразно: на приобретение сладостей, кондитерских изделий.

Полдник обычно состоит из двух блюд — молочного (кефир, ряженка, молоко, биолакт, мацони) и выпечки или кондитерских изделий (печенье, вафли, сухарики). Желательно в состав полдника включать различные свежие фрукты или ягоды. Для детей, находящихся на трехразовом питании при удлиненном дне, в состав полдника можно включить какое-либо овощное или крупяное блюдо (запеканка, пудинг) или блюдо из творога.

При составлении меню особое внимание обращается на разнообразие блюд в течение дня и всей недели. Необходимо, чтобы в один день ребенок получал два овощных блюда и только одно крупяное. В качестве гарниров ко вторым блюдам надо стремиться давать овощи, а не крупы или макаронные изделия. Разнообразия в питании детей можно достигнуть путем приготовления широкого ассортимента блюд. Например, из говядины можно приготовить не только котлеты, но и суфле, гуляш, мясо-картофельные и мясо-овощные запеканки. При составлении меню следят за тем, чтобы одно и то же блюдо не повторялось не только в этот день, но и в ближайшие дни.

Составленное меню фиксируется на специальном бланке меню-раскладки, где перечисляются все блюда, входящие в дневной рацион, их выход (масса каждой порции), расход продуктов для приготовления каждого блюда (это записывается дробью: в числителе — количество продукта на одного ребенка, в знаменателе — количество данного продукта на всех детей, получающих питание). Меню для детей до 3 лет и от 3 до 7 лет может быть общим, но раскладка с указанием соответствующего расходования продуктов должна быть раздельной. Необходимо строго фиксировать количество детей каждой возрастной группы, присутствующих в учреждении на данное число.

В тех случаях, когда по принятой рецептуре из-за низкого качества продуктов не получается необходимого количества данного блюда, ответственный работник пищеблока в присутствии заведующего дошкольным учреждением и представителя народного контроля составляет акт о сортности продуктов. Такой акт является основным документом для расхода продуктов на данное блюдо.

Развитие и воспитание дошкольников