Воспитание дошкольника в труде » Содержание трудового воспитания Детей среднего дошкольного возраста знакомят с теми видами труда взрослых, которые можно непосредственно наблюдать, при этом расширяется возможность практического участия в труде самих детей.
Экскурсия на кухню. Во время наблюдения дети пятого года жизни узнают о разнообразии трудовых процессов по обработке различных продуктов, прежде чем готовое блюдо будет подано к обеду. Воспитатель обращает внимание на то, как дружно и слаженно работают взрослые. Повар показывает детям технику: электрическую плиту, электромясорубку, приборы для очистки и резания овощей.
Для проведения экскурсии на кухню всю группу детей делят на две подгруппы.
Ознакомление с другими видами бытового труда взрослых. Детей пятого года жизни знакомят с процессом стирки белья. В беседе воспитатель выясняет, знают ли дети, как стирают белье. Несомненно, в семье каждый ребенок мог наблюдать этот труд и даже помочь матери или бабушке в работе: например, полоскать белье в чистой воде, подать выстиранное белье для развешивания после стирки. Об этом охотно рассказывают дети, придя в детский сад после выходного дня. Воспитателю важно, чтобы из разнообразных впечатлений у ребят сложились правильные представления об этом труде, обо всех его процессах. Он рассказывает о том, что белье сначала замачивают. Стирают с мылом или стиральным порошком в теплой воде. Белое белье кипятят на плите в специальном баке. Для стирки белья используют стиральные машины. Есть специальные фабрики-прачечные, где белье стирают и гладят.
Детям можно предложить стирку кукольной одежды. Эту работу могут выполнять 8―10 человек: четверо стирают, затем выстиранное белье передают двум другим детям, которые полоскают в одной воде, еще двое полоскают начисто, отжимают и отдают вешать. На другой день или во второй половине дня, когда белье высохнет, гладят.
На занятиях в средней группе дети наблюдают, как шьют одежду, как строят дома; как пасут коров и ухаживают за ними (это возможно в летних условиях, когда детский сад выезжает на дачу). В ходе наблюдения воспитатель рассказывает о важности этих профессий, о пользе, которую приносит труд этих людей обществу.
Детей пятого года жизни также знакомят с трудом дворника. Им читают стихи С. Баруздина «Интересная машина»:
В час, когда на небе синем
Утром солнышко встает,
Интересная машина
Выезжает из ворот.
Серебристою струей
Пыль смывает с мостовой,
Подметает, подбирает
Все соринки до одной.
Как проедет ― чисто станет,
И метлы не надо брать…
Вот такую б нашей маме,
Чтобы дома подметать.
После чтения стихотворения воспитатель выясняет, видели ли дети эту машину. Говорит, что такую машину придумали и сделали для того, чтобы на улицах всегда было чисто, чтобы дворникам было легче содержать улицы города в чистоте.
С целью воспитания у детей интереса к труду, желания помогать старшим можно прочитать книгу С. Михалкова «Важные дела».
— Я утром раньше всех встаю
И сам стелю кровать свою.
—А я ботинки по утрам
Себе и брату чищу сам.
— Я без работы не сижу,
Сама в руках утюг держу.
— Я тоже дома, чем могу,
На кухне маме помогу.
— Сегодня бабушка больна,
Я дать лекарства ей должна.
― Цыплята наши есть хотят,
Мы накормить должны цыплят.
— Я собираю семена,
Корзинка, кажется, полна.
В ходе чтения воспитатель показывает иллюстрации, поощряет высказывания детей.
На одном из занятий можно проверить, усвоили ли дети материал программы о труде взрослых. Примерная тема беседы на занятии ―«Кто что делает». В ходе этой беседы воспитатель выясняет представления детей о том, что делают люди названных профессий, какие орудия труда им нужны. Естественно, что беседу проводят лишь в том случае, если дети уже знакомы с данными видами труда. Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Я вас буду спрашивать, кому из работников детского сада нужны эти- предметы. Кто захочет ответить, поднимите руку. Кому нужны ножи, кастрюли, кому нужна плита?»
Воспитатель спрашивает в первую очередь тех детей, в ответе которых сомневается. После того как ребенок правильно ответит, воспитатель может предложить вспомнить имя и отчество повара детского сада. Дети могут назвать много других предметов, нужных повару,― посуду, одежду, продукты, из которых приготавливают пищу. Когда дети начнут повторяться, можно задать еще вопрос: «Для чего нужна работа повара, для кого он все готовит?» Дети отвечают. Так закрепляются у детей знания о работе повара детского сада.
Такую же беседу можно провести и о водителе автомашины. Воспитатель спрашивает детей: «Кто водит машины? Зачем нужна работа шофера?» Следует выяснить, какие машины дети знают, что на них возят, кто на них ездит.
Нередко в условиях больших городов дети на вопрос воспитателя: «На чем еще, кроме машины, можно ездить?»― не отвечают, не знают о лошади. В этом случае детей следует спросить: «А на лошади ездят?» Затем рассказать, кто ухаживает за лошадьми, как ухаживает, как заботится о них. Можно прочитать рассказ Л. Воронковой «Маленький Соколик».
В беседе о строителях воспитатель загадывает загадку: «Кто построил этот дом, дом в котором мы живем?» Дети называют. (Рабочие.) Затем спрашивает, как называют рабочих, которые строят дома (строители), видели ли они стройку; подчеркивает, что строители сооружают разные дома: детские сады, ясли, школы, жилые дома. Воспитатель предлагает детям, когда они будут играть, построить из строительного материала разные дома.
Читайте также:
Просмотрено: 2298 раз 26 февраля 2010