Пример трудового поведения работников детского сада

Воспитателю младшей группы важно максимально использовать пример трудового поведения работников детского сада, особенно няни. Это близкий детям человек, заботу которого они повседневно ощуща

Воспитание дошкольника в труде » Содержание трудового воспитания  Пример трудового поведения работников детского садаВоспитателю младшей группы важно максимально использовать пример трудового поведения работников детского сада, особенно няни. Это близкий детям человек, заботу которого они повседневно ощущают. Ее труд в очень значительной своей части систематически протекает на глазах у детей.

Этот труд нагляден и понятен и по характеру действий, и по явно ощутимым результатам, он содержит много элементов, близких к навыкам, прививаемым детям (например, навыкам соблюдения чистоты и порядка). Однако самого примера еще недостаточно. Если няня делает что-то необычное, дети обращают внимание на это (мытье окон, чистка ковра пылесосом), но стоит этим процессам повториться несколько раз, как дети перестают их замечать. Поэтому все то, что потенциально содержится в труде взрослого (в данном случае в труде няни), не оказывает видимого воздействия на детей.

Детям 3―4 лет самим трудно еще извлечь полезное из примера деятельности окружающих. Взрослый вовлекает детей в производимый им трудовой процесс, давая им посильные поручения, налаживая элементарное сотрудничество. Когда ребенок 3―4 лет имеет возможность сам активно действовать, он получает более точные и полные представления о труде взрослых, начинает им подражать. Например, во время утренней уборки няня поручает детям принести в маленькой лейке воду, протереть листья растений или игрушку и т.д. Няня выступает не просто организатором детского труда, она трудится вместе с детьми, выполняет основную часть работы, более сложные дела. Так как рядом с нею трудятся двое-трое детей, она- может следить за их действиями и одновременно выполнять свою работу. Таким образом, няня может влиять на детей личным примером и в то же время становится организатором небольшой группы детей, приучает их самих и труду. Обучать всех детей навыкам, организовывать их работу и самому участвовать в труде ― делать все это одновременно воспитателю трудно. Няне же, которая соприкасается одновременно лишь с несколькими детьми, это посильно. Но для этого нужно, чтобы няня получила соответствующие инструкции педагогов.

Какое же воспитывающее влияние оказывает сотрудничество няни с детьми и при каких условиях оно будет действенным?
В младшей группе вовлечение детей в труд взрослого прежде всего сказывается на усвоении умений. Если действия были для детей посильными, то они с точностью воспроизводят то, что делает взрослый. Няня сметает щеткой крошки со стола. Дети смотрят и делают это точно так же, как она. Няня встряхивает скатерть и складывает ее, привлекая к участию в этой работе ребенка (4,5 года). Следующую скатерть этот ребенок складывает уже с другим, предварительно встряхнув таким же способом, как няня.

Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Подражание детей бодрому, энергичному темпу работы няни, ее старательность возбуждают у детей стремление к труду. Утром няня влажной тряпкой вытирает двери, подоконники. Зовет Лену: «Возьми тряпочку и протри полку». Лена охотно берется за работу. Андрюша (3,5 года) подходит и наблюдает. «И тебе хочется… Вот тебе тряпочка»,― говорит няня. Андрюша, довольный, начинает вытирать листья.

При таком подходе не бывает случаев отказа детей от предложения няни потрудиться, часто дети сами просят дать им какое-либо поручение. В процессе работы некоторые дети отвлекаются, начинают играть; в данном возрасте это вполне понятно. Важно, что у них появляется желание потрудиться.
Влияние няни на детей серьезно ставит вопрос о культуре ее труда, чтобы с самого раннего детства дети получили пример рационально организованной работы. Вначале няня разносила кофе, чай, компот, беря по одной-две чашки. Она суетилась, затрачивала лишнее время. Позже стала пользоваться подносом и сразу брала 6―8 чашек. Пусть дошкольники еще не могут воспользоваться таким приемом, но они видят пример продуманной, рациональной работы. Если няня берет пустую чашку за ручку, то и дети скорее усваивают этот культурный прием.

Но даже очень хороший пример няни не всегда действует на поведение детей в силу неустойчивости их внимания, неумения вычленить важное. Разными способами приходится привлекать внимание ребенка к особенностям действий, выполняемых взрослым. Здесь большую роль играет словесное пояснение взрослым своих действий. Слово взрослого помогает ребенку лучше разобраться в характере действий, в смысле работы.

Няня моет растение, рядом с ней трудятся дети. Они поглощены своей работой и не замечают действий няни. Она начинает приговаривать: «Хорошо вытру листок и сверху, и с другой стороны, и черенок… Весь, весь листок будет чистый… А теперь другой… Ни один не пропустим». Дети прислушиваются, поглядывают на няню и стараются работать тщательнее.

Такое приговаривание весьма значимо в работе с маленькими детьми. Но часто этого косвенного приема недостаточно. Необходимо прямое обращение внимания детей на выполняемое взрослым действие. «Посмотрите,― говорит воспитатель,― как тетя Шура чисто, моет стекла, они блестят, сверкают». «Посмотри, я держу щетку. Вот так надо сметать крошки».

Кроме повседневного бытового труда, детей следует знакомить с трудом, который протекает в стенах детского сада, но носит более эпизодический характер, например труд полотера, монтера. Можно показать детям, как столяр чинит мебель, игрушки, как швея шьет одежду, белье, как маляр окрашивает стены, точильщик точит ножи, стекольщик вставляет стекла и т.д.

Детей старшего возраста уже меньше интересует бытовой груд. Но использовать его необходимо, так как в процессе этого груда фиксируется (при наблюдении и в беседах) внимание детей на таких его сторонах, как организованность работы, ответственность, коллективная слаженность и т. п.
Чем старше дети, тем больше их привлекает труд, протекающий за стенами детского сада. В играх дети подражают действиям и строителей, и работников транспорта, и колхозников. Умело организованные наблюдения за этим трудом имеют большое значение для формирования общей трудовой направленности и деятельности самих детей. Наибольшее влияние оказывают постоянно действующие впечатления, наблюдения за трудом, который протекает в ближайшем окружении.

Разумно организованные наблюдения за трудом по выращиванию овощей, фруктов, по уходу за домашними животными отражаются на поведении детей.
Дети на экскурсии получили торфоперегнойные горшочки и семена, сделали у себя посадки. Затем они осторожно переносили на грядки рассаду. Леша сломал росток. Нина его упрекает: «Не видел, что ли, как в колхозе сажали? Ты сажаешь как попало, вот и сломал». Леша не возражает и продолжает работу более старательно.

Труд, характерный для той или иной местности, часто протекающий на виду у детей, составляет ту среду, из которой дети могут постоянно черпать образцы для подражания. Не надо упускать из виду и того обстоятельства, что в этом труде часто принимают участие родители и другие близкие детям люди; это усиливает впечатления детей, полученные в детском саду.  
Читайте также:

  • Хозяйственно-бытовой труд во второй младшей группе
  • Влияние труда взрослых на развитие
  • Организаторская роль воспитателя в коллективной работе с разделением труда
  • Условия успешной организации совместного труда детей и взрослых
  • Хозяйственно-бытовой труд в старшей группе
  • Просмотрено: 420 раз 26 февраля 2010

    Развитие и воспитание дошкольников
    Добавить комментарий