Воспитание дошкольника в труде » Организация труда Каковы же методические приемы воспитателя, направленные на регулирование общения детей в процессе совместной деятельности?
Объяснение необходимости работать качественно (с точки зрения не только результата, но и отношения к товарищам не подводить их); сообщение детям о поведении ребенка в случае плохого качества выполненной работы и способа воздействия на него; разъяснение детям моральных правил, обосновывающих образцы поступков с точки зрения положительных взаимоотношений между детьми.
В процессе коллективной групповой деятельности детей воспитатель основной задачей ставит формирование представлений о коллективном характере труда, его значимости, а также положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда. Он всячески подчеркивает преимущества коллективного труда, опираясь на ситуации, возникающие то в одном, то в другом объединении детей, например: «Как дружно работают эти дети! Советуются друг с другом, не отвлекаются. Потому и работа у них спорится, быстро идет к концу. И кубики блестят, как новые». Воспитатель, оценивая качество работы детей, подчеркивает моральную сторону их поведения, благодаря которой и качество становится высоким.
В другой ситуации воспитатель, предупреждая возможную ошибку в качестве работы, переносит ее последствия в план оценки деятельности детей и их отношения к порученному делу. Более того, он вводит понятие «товарищей нельзя подводить»; на конкретном примере из деятельности самих детей подводит их к пониманию этой нормы: «Не торопись ставить растения на подоконники, а то с них стечет вода, подоконники снова станут мокрыми и тогда ты подведешь своих товарищей, ведь они так старались, вытирая подоконник, а им сделают замечание, что они неаккуратно работали».
Воспитатель, опираясь на конкретные примеры поступков детей, оценивает поведение ребят, отношение к товарищам, к порученному делу. В процессе труда он внимательно присматривается к взаимоотношениям, которые складываются между детьми, регулирует возникающие недоразумения, побуждает к проявлению товарищества, ответственности и т.д. Воспитатель уделяет внимание каждому звену, учитывая особенности объединения в них детей; так, если дети работают совместно, регулирует взаимоотношения между ними, не допуская конфликтов; в процессе общего труда стремится к тому, чтобы каждый ребенок работал в одинаковом темпе, закончив работу, помог товарищу.
Немаловажное значение имеет умение воспитателя координировать работу между звеньями, с тем чтобы все примерно в одно время закончили работу. Наблюдая за деятельностью детей, он может заметить, что какое-либо звено задерживается или может выполнить порученное дело раньше. Выходы из такого положения могут быть различными, но в любом из них следует подчеркнуть необходимость взаимовыручки: «Вы молодцы, уже закончили свое дело. Я знаю, что сейчас вы не откажитесь помочь товарищам. Нельзя оставаться в стороне, когда товарищам трудно». Воспитателю важно организовать взаимопомощь в работе, предупредить возможное проявление у кого-либо из детей чувства превосходства, осуждения тех, кто еще не справился со своим делом. Поэтому он разъясняет, почему некоторые дети не справились с работой: «Как много оказалось у них дела! Гораздо больше, чем у всех остальных. Им надо помочь, так будет по-товарищески».
Однако не всегда воспитатель поручает детям, закончившим работу, помочь тем, кто еще не справился с заданием. В том случае, если он видит необходимость дать последним возможность самим довести ее до конца, он дополняет объем работы первых. Например, если дети подклеивают коробки, напоминает, что есть еще несколько, требующих ремонта; если убирают стеллаж, предлагает вытереть и вешалки для полотенец и т.д.
В процессе работы воспитатель старается вызвать у детей радость от участия в общем труде: «Как интересно работать вот так, всем вместе! Все стараются, помогают друг другу».
По окончании работы воспитатель проводит с детьми обсуждение ее результатов. Задача здесь состоит в том, чтобы на конкретных примерах показать преимущество коллективного труда. Обращаясь к детям, он предлагает вопросы: «Что мы с вами успели сделать? Как изменилась после уборки наша Комната (огород, цветник, участок и пр.). Дети перечисляют выполненную работу (отремонтировали книги, убрали песочный дворик, подмели участок, собрали урожай и т.д.). Воспитатель с удовлетворением замечает, что, работая вместе и дружно, дети сделали много хороших дел. Оценивая качество работы, он приводит примеры настойчивости детей, старательности, взаимопомощи, вместе с тем выражает уверенность в том, что каждый может работать так же хорошо.
При обсуждении итогов коллективного труда воспитатель отмечает особенно такие поступки, в которых выражено стремление помочь товарищам, например: «Шура выполнил свою работу, не пошел играть. Увидел, что Любе одной неудобно подклеивать -уголки у коробки, подошел и помог ей». Или: «Митя хорошо поступил: он отдал свой фартук Лене, которая мыла кубики и без фартука могла намочить платье. Он правильно решил, что ему расставлять игрушки можно и без фартука». Воспитатель побуждает и детей к активному обсуждению поступков товарищей, стремясь к тому, чтобы в их оценках отражались положительные стороны поведения сверстников.
Наряду с обсуждением положительных примеров необходимо привлекать внимание детей к отдельным недостаткам. Однако, указывая на недостатки, воспитателю следует быть особенно осторожным, делать замечания мягко, доброжелательно, выражая уверенность в том, что дети постараются теперь работать лучше: «Света тщательно промывала растения, быстро работала, не отвлекалась, но делала все небрежно; то на ноги себе налила воды, то пролила ее на пол. Надо быть аккуратнее. Коля хорошо работал, но сразу брался за все дела: и растения переносил, и листья вытирал, торопился, поэтому и горшочек разбил».
Все обсуждение занимает не более 34 минут, но оно имеет огромное воспитательное значение при организации трудовой деятельности детей.
Читайте также:
Просмотрено: 898 раз 26 февраля 2010