Распределение работы

При организации коллективного труда воспитатель осуществляет руководство детьми. Во время распределения детьми между собой работы воспитатель руководит их действиями. Он и сам мог бы назначи

Развитие и воспитание дошкольников Распределение работы При организации коллективного труда воспитатель осуществляет руководство детьми. Во время распределения детьми между собой работы воспитатель руководит их действиями. Он и сам мог бы назначить каждого ребенка на определенный участок работы., но тогда вся деятельность по распределению, которая побуждает, детей вступать в общение, уступать друг другу, договариваться между собой, не будет использована в полной мере. Более того, такое руководство не обеспечит формирования у детей умений самостоятельно планировать работу. С точки зрения получения результата совершенно безразлично, кто какие задания будет выполнять. Но воспитатель в первую очередь заботится о решении задачи формирования начал коллективизма, и потому его методы направлены на осуществление именно воспитательных задач. Ему небезразлично, кто какую часть работы будет выполнять и с кем вместе.

В процессе распределения общей работы он преследует определенные цели:
учитывает трудоемкость разных работ, с тем чтобы у каждого ребенка оказался примерно одинаковый объем, чтобы все дети в одно время закончили свои задания;
организует труд детей так, чтобы каждый ребенок упражнялся во всех видах труда, выполняемых группой;
продумывает расстановку детей таким образом, чтобы рядом с нерешительным ребенком оказался самостоятельный, уверенный, рядом с неумелым ― умелый и т.д.;
учитывает задачи воспитания, которые следует решать по отношению к отдельным детям: так, если ребенок недостаточно доброжелателен, объединяет его с внимательным, спокойным сверстником.

С точки зрения детей, есть более и менее интересные дела. Одни предпочитают иногда ту работу, навыками выполнения которой они владеют в большей мере; других привлекает в труде новизна отдельных поручений, и они стремятся получить это задание; третьих пугает сложность каких-либо заданий, и они отказываются их выполнять и т.д.

Поэтому при самостоятельном распределении работы, если дети не имеют достаточного опыта этой деятельности под руководством педагога, между ними могут возникать споры и конфликты. Педагог стремится научить детей договариваться между собой. И потому, распределяя работу, обстоятельно рассказывает о том, почему он дает именно такое задание. Тогда ребенок принимает задание не как приказ воспитателя, его волю, а как справедливое решение, так как учитываются интересы всех детей. Воспитатель разъясняет детям, что, когда работают вместе, всегда заранее договариваются, кто что будет делать, причем распределять работу нужно справедливо, поровну, уступать друг другу, самое интересное в заданиях выполнять по очереди. Тогда не будет никому обидно. А каждое дело по-своему интересно.

Впервые вопросы распределения возникают при организации общих поручений, когда небольшая группа детей получает общее задание, включающее несколько разных дел.

Навыки самоорганизации и распределения работы у детей средней группы еще только начинают формироваться, поэтому от воспитателя требуется тщательная подготовка. Привлекая ребят к труду, он размещает все необходимое оборудование так, чтобы детям было удобно; например, ставит к стеллажу столы, отжимает тряпочки, которыми дети будут пользоваться. Все свои действия он сопровождает словами: «Стол поставим к стеллажу, чтобы удобнее было перекладывать игрушки… Сначала протрем полки, а затем игрушки, чтобы их ставить обратно на чистые полки… Хорошо отожму тряпочку, чтобы воды не оставалось на полке… Снова надо прополоскать тряпочку, чтобы протирать всегда чистой…»

Воспитатель сам распределяет детей для работы, побуждая к согласию: «Коля, тебе мы поручим перекладывать игрушки с полок на стол, хорошо? Я знаю, что ты очень аккуратно будешь это делать, чтобы ни одна не упала на пол. А потом я тебе дам сырую тряпочку, и ты протрешь полку, пока ребята будут мыть игрушки». Или: «Лена, ты будешь протирать кубики сырой тряпочкой. Надень фартук, не забудь завернуть рукава». И т.д.

Ребенку среднего возраста еще трудно согласовывать темп своей деятельности с действиями других детей. Поэтому воспитатель не требует от них одновременного окончания, а сам подключает тех детей, кто закончил работу, к другим, еще не выполнившим свое задание. Не следует подчеркивать, кто больше, а кто меньше принимал участие в общем труде. Вместо этого воспитатель прибегает к совету: «Андрюша, ты уже все игрушки переставил? Вот тебе еще один тазик, помоги Сереже мыть резиновые игрушки». Или: «Галя, ты уже переодела кукол? Теперь посади их на полку, а потом помоги Коле расставлять мебель». И т.д.

В старших группах дети могут научиться самостоятельно распределять работу между собой внутри своей группки. Педагогу следует напомнить им о необходимости договориться перед началом работы и предоставить им возможность осуществить самостоятельно эту деятельность.
С какими же трудностями встречаются дошкольники при решении этого вопроса и какие методические приемы следует использовать воспитателю, чтобы помочь им справиться с этими трудностями?

Покажем на конкретных примерах.

Детям дано задание вымыть растения в уголке природы. Вася. Я буду обливать цветы из лейки. Клава. А я буду приносить их и относить обратно. Мила. Тогда мне остается вытирать подоконники и рамы.

Заметим, что в приведенном примере каждый ребенок выбирает для себя дело, руководствуясь, с одной стороны, общим объемом входящих в задание операций, а с другой, учитывая то, что уже выбрали для себя его товарищи. Тогда не возникает никаких недоразумений. Однако не всегда распределение проходит так гладко.

Детям дано задание посеять овес. Они распределяют работу так:
Кира. Я буду насыпать землю в коробочки и просеивать ее.
Леня. И я тоже.
Валя. Я тоже хочу насыпать.
Галя. А кто будет сажать? Ну ладно, тогда я?
Андрюша. Я буду складывать коробочки в ящик и поливать.

В данном примере дети выбирают для себя дело, руководствуясь собственным желанием либо довольствуясь тем, что осталось.

Конечно, само задание позволяет сделать такой выбор. Но при подобном распределении неминуемо будут возникать частые остановки в деятельности некоторых детей. Так, если трое будут наполнять коробочки землей, то один ребенок (в приведенном примере Галя) не сумеет успеть за ними и в работе Андрюши возникнет остановка.

Чтобы не допустить такого положения, педагог обращает внимание детей па неправильность их распределения с точки зрения учета одинакового объема работы дли каждого участника. Она разъясняет детям: «Дети, вы втроем захотели насыпать землю в коробочки. А Галя одна будет сажать овес. Разве она успеет за вами? Разве дела у всех поровну? Нет. И
товарищи так же поступают. Надо распределять дело так, чтобы у всех его было поровну. Поэтому вам надо по-другому договориться: кто-то должен вместе с Галей сажать овес».

Развитие и воспитание дошкольников
Добавить комментарий