Формы организации труда — поручения

Что же представляют собой принятые в детских садах формы организации труда дошкольников ― поручения, дежурства, коллективный труд? Какие возможности для воспитания детей таятся в каждо

Воспитание дошкольника в труде » Организация труда Формы организации труда - порученияЧто же представляют собой принятые в детских садах формы организации труда дошкольников ― поручения, дежурства, коллективный труд? Какие возможности для воспитания детей таятся в каждой из них? Рассмотрим эти формы работы.

Поручения
Трудовые поручения ― наиболее простая форма организации труда детей. Особое воспитательное значение они имеют в работе с детьми младшего дошкольного возраста, когда труд не может стать планомерной и систематической деятельностью малышей. Они часто ,не различают игровые и трудовые задачи, не умеют трудиться по собственной инициативе, взрослые привлекают их к труду через разного рода поручения. Воспитатель, няня обращаются к детям с просьбой или требованием сделать что-либо: принести какую-то вещь, предмет, полить цветы (на окнах, балконе, клумбе), покормить рыб, спросить, можно ли приходить на музыкальное занятие, и др.

Под трудовым поручением понимается возложение на ребенка конкретного задания, которое он должен выполнить один или с кем-либо из своих сверстников. Поручить ― значит обязать ребенка выполнить какую-то работу, связанную как с самообслуживанием, так и с трудом для коллектива.

Особенности поручений
Поручения как форма организации трудовой деятельности детей имеют особенности: они всегда исходят от взрослого, в них заключена четкая направленность на получение результата, конкретно определена задача. Они предоставляют широкие возможности для индивидуальной работы с детьми. В процессе выполнения ребенком поручения удобно осуществлять контроль за правильностью работы, наличием трудовых навыков и умений, отношением ребенка к порученному делу, умением доводить работу до конца.

Б практике воспитательной работы с детьми особенно распространены индивидуальные поручения (реже ― коллективные, маленьким подгруппам ― двум-трем детям). Отсюда для воспитателя создаются возможности формирования трудовых умений и навыков. Ведь научить одного-двух ребят легче, чем целую группу, при этом более удобен контроль за действиями каждого, своевременное оказание помощи тем, кто в ней нуждается, дополнительный показ, совет и т. п.

Поручения многообразны по трудности (простые, сложные), характеру выполнения (индивидуальные или совместные), времени исполнения (кратковременные, эпизодические, длительные). Особые возможности для формирования навыков предоставляют длительные поручения, когда ребенок определенное время (два-три дня) отвечает за какое-то дело.

Известно, что трудовая деятельность детей младшего дошкольного возраста часто переплетается с игрой и порой трудно проследить эту границу. Поручения помогут воспитателю постепенно разделить эти два вида деятельности. Даже самые простые задания (что-то подать, подвинуть, поднять) не содержат игрового начала. Наоборот, в них заключен элемент требования, с помощью которого малыш приучается действовать целенаправленно, осознавать, что он выполняет задание взрослого. Когда ребенок осознает необходимость постоянно и систематически трудиться (даже тогда, когда ему не хочется), он может выполнять определенные обязанности. Для этого нужна специальй пан подготовка, которая позволит ребенку освоить содержание дела, входящего в его обязанность. Такая подготовка осуществляется воспитателем через разнообразные поручения.

Поручения особенно важны в период от 3 до 5 лет. В б лет дети уже могут участвовать в трех видах дежурств. Это серьезный труд, требующим также предварительной подготовки. И если ребенок, посещавший детский сад с младшей группы, в старшей группе не умеет правильно дежурить, это сигнал к тому; что воспитатель недостаточно и нецеленаправленно привлекал детей к выполнению поручений па младших ступенях дошкольного детства.  
Читайте также:

  • Группировка поручений
  • Особенности организации труда детей в разных возрастных группах
  • Труд рядом
  • Систематическое включение каждого ребенка в труд
  • Руководство коллективной деятельностью детей — поручения и дежурства дошкол …
  • Просмотрено: 1688 раз 26 февраля 2010

    Развитие и воспитание дошкольников
    Добавить комментарий