Для формирования умения видеть работающего рядом педагог в повседневной жизни обращает внимание детей на то, как работают взрослые. Кроме того, воспитатель отмечает положительные поступки ребенка: «Молодец, Дима, ты увидел, что мешаешь Марине складывать кубики, и вовремя отодвинул свою машину».
Малыши еще не умеют трудиться вместе. У них не развит интерес к совместной деятельности, они не владеют способами сотрудничества. Этому они учатся в совместной деятельности со взрослым. Взрослый — воспитатель, родители — привлекателен для малышей, они хотят быть похожими на него, подражать ему.
Опираясь на эту особенность младших дошкольников, воспитатель организует совместную деятельность взрослых и детей. Вначале это может быть труд взрослого с одним ребенком, затем — с двумя-тремя детьми. При этом педагог учит детей всему тому, что понадобиться им в совместной деятельности со сверстниками: уметь уступать, помогать, не мешать и т. д. Для обучения элементарным способам сотрудничества можно предложить ребенку работать рядом со взрослым (воспитателем, няней, дворником). При этом ребенок не помогает взрослому, а как бы трудится на равных, выполняя свою часть работы. Взрослый же показывает ему способ взаимодействия, например: «Оксана, давай с тобой протрем стульчики. Ребята придут в группу, а у нас порядок, чистота, говорит воспитатель девочке, которая пришла в детский сад утром одна из первых. Вот твоя тряпочка, а вот моя. Я свою намочу и сильно отожму. И ты так сделай. Давай я тебе помогу отжать, чтобы водичка с тряпки не капала. Протри свой стульчик и поставь его в сторонку. (Воспитатель и ребенок работают рядом.) Хорошо мы с тобой работаем, дружно, не мешаем друг другу,- продолжает педагог. Ты хотела этот стульчик взять? И я хотела. Я тебе уступаю, бери его. А в другой раз ты мне уступишь. Вот и закончили. Хорошо потрудились. Твоим товарищам будет приятно сидеть на чистых стульчиках». Когда приходят дети, воспитатель рассказывает им, как дружно работали они с Оксаной, как уступали друг другу.
Так, в процессе совместной деятельности педагог, предвосхищая возможную ситуацию конфликта, показывает ребенку, как нужно из нее выходить, настраивает его на доброжелательный лад.
Опыт сотрудничества, приобретенный в совместной деятельности со взрослым, дети переносят на взаимоотношения с другими детьми. Так, педагог организует труд небольшой группы малышей (2-3 ребенка). Каждый выполняет свою часть работы. Взрослый, непосредственно участвуя в труде, служит для детей примером.
Шурик, Нина и Андрей помогают дворнику Федору Михайловичу. Он сгребает снег большой лопатой, дети — маленькими. Нина все время пытается встать рядом с Федором Михайловичем, отталкивает Шурика.
Федор Михайлович. Когда люди ссорятся, не уступают друг другу, они плохо работают.
Нина. Я не ссорюсь, я хочу здесь сгребать, а Шурик мешает и мешает.
Федор Михайлович. Шурик, уступи девочке, пусть она вот до той скамеечки сгребает рядом со мной, а потом она тебе уступит, а потом вы вместе уступите Андрею. При этом Федор Михайлович не прекращает работу. Шурик переходит на другую сторону, Нина довольна. Дойдя до скамеечки, она уступает место Шурику.
Немногословность взрослого, собственный пример, ссылка на необходимость хорошо работать, внимательное отношение к желаниям ребенка — все это положительно влияет на усвоение способов сотрудничества и на установление доброжелательных взаимоотношений.
телепрограмма передач на сегодня: CNN, Amazing Life, AB Moteurs, BBC World, Animal Planet, 3 канал, Ajara TV, Classic Sport Jetix, HD Кино, Discovery Channel, MCM, Eurosport 2, Luxe HD, HD Life, Jetix Play, Mezzo, MGM, Discovery Science.