Например, воспитатель очищает участок от листьев. Рядом стоит Сережа с грузовой машиной. Педагог говорит: «Шофер, подвези машину поближе. Я в нее положу листья, а ты отвези их вот тот угол» (показывает на большую кучу листьев в углу участка) Мальчик медлит, не решается подвезти машину. Воспитатель продолжает: «Еще один шофер едет — Костя. Он тоже будет отвозить листья. Шоферы, везите машины ко мне, я их нагружу листьями». Костя подъезжает, а за ним и Сережа.
Воспитатель использует внешне яркие, необычные элементы несущественные для данного труда. Так, няня, расставляя посуд для завтрака, предлагает Свете помочь ей разложить ложки за одним из столов. Света не решается.
Няня. Вот висит красивый фартук. На кармашке вышит гриб мухомор Красный с
белыми крапинками. Хочешь надеть такой фартук?
Света молчит, но уже улыбается. Взрослый надевает девочке фартук.
Няня. Нравится? Посмотри, что нарисовано на кармане. Света. Гриб.
Няня. Какой красивый фартук! И у меня есть фартук, только без грибка
Давай вместе раскладывать ложки. Возьми их в левую руку, а правой клади на стол, как я.
Девочка робко подходит поближе к столу: она уже готова начать «работать» имеете с няней.
Первый этап, предшествующий включению ребенка в общий труд со взрослым, очень важен. Именно здесь создается эмоционально-положительная, благоприятная основа для овладения детьми трудовыми действиями. Самостоятельное включение ребенка в деятельность («Я тоже хочу мыть, стирать…») или вовлечение его путем использования указанных выше приемов, а не путем принуждения со стороны взрослого облегчает обучение навыкам работы, выполнение нужных действий.
Трудовое обучение в младшей группе осуществляется и при выполнении малышом индивидуального поручения. Задача педагога — создать благоприятные условия для обучения действиям, необходимым для достижения результата.
Прежде чем давать ребенку задание, воспитатель должен понять его эмоциональное состояние. Если малыш капризничает, возбужден или, напротив, чем-то подавлен, нецелесообразно предлагать ему работу. Необходимо учитывать и степень занятости ребенка самостоятельной деятельностью, не прерывать ее. Для выполнения поручений лучше выбрать такой момент, когда ребенок готов к деятельности, но не может занять себя сам.
Таким образом, использование воспитателем разнообразных приемов, возбуждающих у детей интерес к труду, позволяет создать благоприятную обстановку для последующего обучения выполнению действий, вызывает желание ими овладеть.
При реализации задач трудового обучения (совместный труд со взрослым и индивидуальные поручения) выделяется обучающая роль взрослого. В совместном труде ребенок по подражанию повторяет некоторые действия. Эффективность этой формы организации труда наблюдается тогда, когда и ребенок, и взрослый выполняют одну работу. Но следует иметь в виду, что, подражая, ребенок не всегда правильно перенимает действия и трудовые операции, не говоря уже о трудовом процессе в целом. Это обязывает педагога контролировать и направлять действия ребенка, побуждать повторить их правильно.