Умение планировать работу и является необходимым для любого вида деятельности

В научно-методической литературе имеются рекомендации по обучению детей планированию в разных видах труда и в то же время указывается на недостаточное внимание к формированию у детей навыков

Воспитание дошкольника в труде » Нравственное воспитание в труде Умение планировать работу и является необходимым для любого вида деятельности В научно-методической литературе имеются рекомендации по обучению детей планированию в разных видах труда и в то же время указывается на недостаточное внимание к формированию у детей навыков планирования в практике работы дошкольных учреждений, что снижает качество и уровень деятельности детей в целом. Д. В. Сергеева пишет: «Чем выше учение планировать свою работу, тем осознаннее, целенаправленнее, рациональнее, точнее и результативнее они действуют, тем больше возможностей для проявления творчества и инициативы. При отсутствии планирования ребенок становится на путь проб и ошибок, бесцельно затрачивает силы, полученный результат его часто не удовлетворяет».

Планирование — это сложный процесс, связанный с анализом, обобщенными представлениями, умением предвидеть предстоящую работу. Понятно, что детям дошкольного возраста этим умением овладеть нелегко. Исследователи указывают на некоторые особенности формирования у дошкольников умения планировать. Главное заключается в необходимости выяснить, какие задачи нравственного воспитания можно при этом решать. Процесс планирования впрямую не оказывает влияния на формирование каких-либо конкретных нравственных качеств. Особенно мало возможностей содержит индивидуальная деятельность детей. Однако с приобретением опыта индивидуального планирования и усложнением организации деятельности ребят (от индивидуальной — к совместной и коллективной работе) качественно меняются возможности планирования, точнее воспитательный эффект планирующей деятельности. В условиях коллективной работы и усвоения навыков коллективного планирования появляется необходимость руководствоваться определенными нравственными нормами взаимоотношений: надо уметь справедливо распределить работу, определить оптимальные пути достижения общей цели, научиться уступать более правильному решению, более удачному предложению товарища, быть вежливым, суметь защитить свою точку зрения или уступить и т. д. Бесспорно, эти качества имеют прямую связь с решением задач нравственного воспитания и данное общетрудовое умение в условиях коллективной деятельности как бы наполняется нравственным содержанием.

С умением планировать работу тесно связано умение контролировать себя, т. е. самоконтроль. Он способствует повышению качества планирования и всей деятельности в целом.

В кратком словаре для учителя сказано: «Самоконтроль — сознательная оценка и регулирование своих действий и поведения с точки зрения поставленной цели и существующих правил при выполнении трудовых заданий».

Самоконтроль как бы обеспечивает процесс управления собственным поведением и в какой-то мере определяет уровень произвольного поведения в целом. Развитие произвольного поведения способствует воспитанию у детей таких качеств, как инициатива, творчество, активизирует становление процесса саморегуляции поведения в целом. А это одно из существенных, значимых условий для решения задач нравственного воспитания дошкольников.  
Читайте также:

  • Изменения в поведении и деятельности дошкольника
  • Навыки и умения — важнейшее средство для достижения поставленной цели
  • Воспитание у дошкольников трудовых навыков
  • Задачи нравственного воспитания в труде имеют свою специфику
  • Особенности организации трудового обучения в детском саду
  • Просмотрено: 238 раз 27 июля 2010

    Развитие и воспитание дошкольников
    Добавить комментарий