Приобретение или формирование условных рефлексов

Приобретение или формирование условных рефлексов— это проявление высшей нервной деятельности — ВИД, которое происходит в коре головного мозга. Если ребенок подвергся каки

Приобретение или формирование условных рефлексов Приобретение или формирование условных рефлексов— это проявление высшей нервной деятельности — ВИД, которое происходит в коре головного мозга.
Если ребенок подвергся каким-либо неблагоприятным влияниям во внутриутробном периоде развития, они в значительной степени могут отразиться на состоянии коры головного мозга, тогда формирование условных рефлексов, а следовательно, и адаптация к условиям внешней среды может запаздывать или даже отсутствовать.

При нормальном развитии каждый месяц жизни ребенка обогащается приобретением различных навыков и умений. Расширение условно-рефлекторных связей обеспечивает приспособление организма ребенка к определенному режиму сна, бодрствования, питания.

Всем хорошо известно, как легко образовать даже у самого маленького ребенка целый ряд привычек. Достаточно его 3—4 раза покачать на руках, как он привыкает к этому и уже начинает настойчиво требовать брать его на руки. Если ребенку дать соску-пустышку, он моментально к ней привыкает и плачет если ее нет.

Знакомство с внешней средой начинается у ребенка с первых месяцев жизни. По мере развития органов чувств он вслушивается, всматривается в окружающий мир, при этом по-разному реагирует на приятные и неприятные ощущения. При приятных впечатлениях от звука, прикосновения ребенок проявляет чувство удовольствия, затихает в своих движениях, как бы наслаждается; при неприятных впечатлениях, наоборот, плачет, обороняется.

По мере развития ребенка интерес к окружающему у него проявляется все настойчивее и ярче.

К 2 месяцам ребенок поднимает и удерживает головку, взгляд его становится устойчивым, он начинает улыбаться. В 3—4 месяца он тянется к висящим ярким игрушкам, развиваются произвольные движения рук и ног. Бодрствует в этом возрасте ребенок уже значительно больше, чем в первые два месяца, и в момент бодрствования проявляет определенную активность. Живо и настойчиво он проявляет чувство голода. Реагирует оживлением и выражением чувства радости на голос матери, поворачивает голову на любой звук, следит взглядом за взрослыми, стремится повернуться на бок.

Впечатления от внешней среды — это первая школа жизни для ребенка. В пять месяцев он может рассматривать, брать и долго удерживать игрушку, если она его заинтересовала. К шести месяцам ребенок уже хорошо сидит, начинает ползать. В восемь месяцев стоит у барьера, понимает обращенную к нему речь. Узнает своих близких, начинает говорить. В одиннадцать месяцев самостоятельно стоит, к году начинает ходить.

Внешний мир побуждает ребенка к первым проявлениям физической активности: за движущимся предметом хочется проследить, на звук повернуть голову, к новой игрушке потянуться и ее пощупать. А когда ребенок научился ползать и ходить, он «самостоятельно» и довольно быстро расширяет круг своих интересов.

Годовалый ребенок хорошо знает членов своей семьи, понимает обращенную к нему речь, начинает говорить, хотя запас слов еще невелик. Однако в этом возрасте и 10—20 слов еще совсем небольшого словарного запаса позволяют ему выражать свои желания, симпатию или антипатию к окружающим.

Развитие и воспитание дошкольников