Работа детей с деревом

Детей седьмого года жизни следует приучать пользоваться молотком,, пилой, клещами, плоскогубцами. Воспитание этих навыков возможно в практической деятельности по изготовлению каких-либо поле

Воспитание дошкольника в труде » Содержание трудового воспитания Детей седьмого года жизни следует приучать пользоваться молотком,, пилой, клещами, плоскогубцами. Воспитание этих навыков возможно в практической деятельности по изготовлению каких-либо полезных предметов.

Работа по дереву привлекает детей своей новизной, использованием разнообразных инструментов.

Особенно она важна в воспитании мальчиков, которым на шестом, а тем более на седьмом году необходима такая деятельность, в которой они могли бы приложить физические усилия, достигнуть известной сноровки в работе с настоящими инструментами, в обработке дерева, превращая его из простой доски или чурбака в разные вещи. Здесь проявляются смекалка, находчивость, инициатива, поиски путей реализации замысла, взаимопомощь, стремление сделать игрушку прочной, красивой, что особенно ценно в подготовке детей к школе.

Работа с деревом представляет трудности, значительно большие, чем, например, работа с бумагой, картоном. Она требует от ребенка известных физических усилий, но именно в силу этого развивает у ребенка настойчивость, выдержку, волю.

Эта работа привлекательна для мальчиков тем, что она похожа больше, чем какая-либо другая, на настоящее дело; это уже не труд понарошку, они делают настоящую, прочную вещь, которую можно использовать в игре, в быту детского сада, подарить родителям, друзьям, малышам. Сознание этого дает детям большое удовлетворение, побуждает выполнять работу добросовестно, тщательно, проявить свою изобретательность, смекалку, конструктивные способности.
Эта деятельность многое дает для развития детей. Воспитательный эффект заметен через 2―3 месяца с момента начала работы. Один из показателей эффективного влияния этого труда на развитие детей ― изменение устойчивости их замысла.

Витя 11 лет на одном из первых трудовых занятий задумал сделать пушку для парохода и взял для этого такой большой деревянный брусок, что пушка не уместилась па пароходе. Витя старался некоторое время сделать ее меньше: он пытался отрезать часть бруска ножом, потом отпилить, но это у него по получилось, не хватало умений. Витя «ставил работу, не довел ее до конца.

Иная картина через 3 месяца, после 7 ― 8 регулярно проведенных занятий с деревом. Витя делает броневик. Действия его целесообразны. Прежде чем приступить к работе, Витя подбирает все необходимые чисти. В процессе работы выбирает гвозди нужной длины, соизмеряя их с толщиной доски (на предыдущих занятиях воспитатель учил этому при поделке ящиков для рассады, стульчиков для кукол). Он проявляет большую сообразительность при подгонке и скреплении частей: например, когда требуется прикрепить фанеру к доске, сначала вбивает гвоздь в фанеру, а затем, уже вместе с фанерой прибивает ее к доске. В работе Вити отчетливо проявляется стремление сосредоточиться, выдержка, отсутствие суетливости, чего не было еще 1,5―2 месяца назад. За все время работы (40 мин) он почти не отвлекался, только иногда, когда работающий рядом с ним Толя обратился к нему за советом, помог Толе и снова принялся за прерванное дело. Характерна для его работы и следующая деталь: Витя несколько раз ударил себя молотком по пальцу. Было очень больно, но он не прервал работу. Несмотря на то что замысел был сложным, выполнение его было сопряжено со многими трудностями, Витя довел работу до конца. Он пробует прочность броневика, показывает его воспитателю, с гордостью заявляет: «Я все сам сделал». В этом заявлении нет и тени хвастовства, но есть большое удовлетворение от хорошего результата. Витя показывает ребятам броневик, рассказывает, что было особенно трудно делать.

В работе по дереву особенно важно соблюдение основных дидактических принципов: следует идти от простого к сложному, соблюдать последовательность усложнения в подборе конструкций. Необходимо обеспечить повторность действий при выполнении новых поделок, но с использованием тех умений, которые требовались в изготовлении ранее выполненных конструкций.

Руководя работой по дереву, необходимо шире пользоваться наглядностью в обучении детей. Детям следует показать приемы работы при обучении навыкам, они должны наглядно воспринять части конструкции и готовый образец.

На первых этапах обучения детей навыкам работы с деревом необходимо уделить внимание техническим приемам. Это может быть достигнуто при условии предложения детям такого материала, который в известной мере предопределяет конструкцию и вместе с тем не требует от ребенка большой затраты сил, дает возможность сравнительно быстро получить результат. Следует заранее заготовить части предмета, который дети должны будут сделать. Например, для сколачивания скамеечки надо дать два кубика одинакового размера и дощечку. Сделать скамеечку смогут дети 5,5―6 лет. Затем поделку можно покрасить, и она может быть использована в играх детей на участке детского сада. Через некоторое время можно усложнить эту конструкцию― сделать садовую скамейку со спинкой. Приемы работы и детали конструкции те же, но в дополнение надо дать два бруска, которые приколачивают к кубикам одной из длинных сторон скамьи, а к ним прибивают по 3―4 поперечные планки, их можно выкрасить в разные цвета. Эти операции повторяются при изготовлении скамеечек для кукол в подарок малышам. Чтобы работа не была простым механическим повторением, можно предложить сидение скамьи сделать из 3―4 узких планок, которые прибивают к кубикам. Их также следует покрасить соответственно в те же цвета, что и рейки спинки скамьи. Надо научить детей выбирать разного размера гвозди для опоры спинки и реек. К заготовке материала следует привлекать родителей. В подготовительной к школе группе значительная часть материала может быть подготовлена детьми.

Так же можно организовать работу по изготовлению стола. Для этого могут быть даны бруски для ножек стола и доска-крышка. Легкость изготовления таких конструкций дает возможность детям сосредоточивать все внимание на овладении техническими умениями. Усложнение технической стороны работы может идти по линии измерения детьми деталей при их заготовке. Это делается при помощи линейки или специальной мерки. Измерительные работы ― важная сторона труда, они делают поделки детей более пропорциональными, развивают глазомер, содействуют повышению требования самих детей к эстетическому оформлению игрушек.

По мере овладения первыми приемами работы молотком дети могут сделать несколько простых игрушек: самолеты, санки, диванчики, столы разного размера и формы. При этом важно, чтобы дети постепенно научились подбирать части конструкций по размерам, соответствующим размерам кукол, для которых они делают стол, стулья, скамеечки, санки.

Полученный результат доставляет детям большое Удовлетворение и, естественно, повышает их интерес к этому труду.

Поскольку дошкольникам доступны только такие операции, как распиловка, сколачивание деталей, в условиях детского сада можно использовать полуфабрикаты. При этом педагогическая ценность состоит в том, что ребенок должен ясно представить себе вещь, какую надо сделать, отобрать нужные детали, соединить их путем склеивания или сколачивания, определяя места будущего распила и пр.

Вначале с детьми следует рассматривать простые поделки. Для этой цели можно использовать предметы, изготовленные детьми, перешедшими в школу; разобрать, из каких частей состоят они. Например, стул состоит из кубика и дощечки, которая длиннее стороны кубика. Чтобы все стульчики были одинаковыми, надо отпиливать от бруска одинаковые кубики, а для этого следует отмерять по мерке, которую можно изготовить из полоски бумаги.
Детей приучают делать заметки, намечая место будущего распила, прикладывая для этого образец к заготовке или измеряя меркой.

При организации работы с деревом необходимо предусмотреть место, куда дети будут складывать готовые изделия, где будут храниться полуфабрикаты, образцы, а также незаконченные поделки. Постоянное место хранения должны иметь и инструменты: пилы, молотки, гвозди. Все это создает необходимые условия для формирования у детей культуры труда. Если позволяют условия, на участке детского сада может быть оборудована небольшая мастерская, в которой помещаются 2―3 стола для работы, стеллаж для размещения полуфабрикатов, заготовок (лучше, если в стеллаж будут вмонтированы небольшие открытые ящики, в которых разместятся детали по формам, а также весь необходимый инструмент). Здесь же можно сосредоточить и весь «бросовый» материал: коробки, катушки, веревки, а также природный материал: шишки, желуди, кора.

Отдельно следует расположить предметы, являющиеся образцами, и незаконченные детские изделия. Желательно иметь зарисовки некоторых детских работ (можно фотографии), простейшие чертежи.

По мере того как дети овладевают навыками, можно ставить перед ними более сложные задачи: не давать им готовые части конструкции, предопределяющие ее, а учить отбирать материал нужной формы и размеров из заготовленных заранее взрослыми хорошо обработанных досок, брусков, кубиков, колес, реек, жести, пластмассовых форм; следует также приготовлять столярный или синтетический клей, наждачную бумагу для обработки деталей. Дерево следует давать сухое, без сучков; его легче распиливать и забивать в него гвозди.

Гвозди, как мы уже говорили, надо иметь разных размеров и такие, чтобы они не сгибались при ударе по ним молотком. Недоброкачественный материал требует от детей много лишних усилий, вызывает огорчение, некоторые дети, встречая препятствия, отказываются продолжать работу. Трудности, возникающие на первых порах, иногда не дают возможности осуществить замысел, а работы, доведенные до конца, часто отличаются плохим внешним исполнением, выглядят небрежно, что вызывает неудовлетворение у самих детей.

По мере укрепления навыков работы дети приобретают большую выносливость, и возникающие трудности уже не обескураживают их, а наоборот, вызывают желание самостоятельно справиться, преодолеть препятствия.

При организации педагогического процесса важно предусмотреть, чтобы работа протекала в гигиенических условиях: где бы ни работали дети ― в групповой комнате, на веранде или на участке, они должны иметь достаточно места (чтобы была исключена возможность травм), много света, чтобы помещение было хорошо проветрено.

Работу с деревом целесообразно организовывать не со всей группой. При фронтальной организации создается большой шум, воспитателю трудно руководить одновременно работой большой группы, он не имеет возможности уделить внимание каждому ребенку, оказать конкретную помощь. Наиболее целесообразно при этом виде работы разделять группу на 2―3 подгруппы по 7―8 человек. Важно, чтобы дети договорились, кто с кем будет работать. Так как работа с деревом часто требует взаимопомощи (подержать доску, подать клей и пр.), наиболее удобно организовать труд детей парами. Иногда целесообразно эти пары подбирать по усмотрению воспитателя, объединяя умелого ребенка с тем, который еще не владеет навыками, увлеченного работой ― с тем, который не проявляет интереса к работе. Но при подборе пар следует предпочтение отдать добровольному принципу объединения детей. Он оправдывает себя в том отношении, что дети, симпатизирующие друг другу, легче договариваются между собой, между ними укрепляется дружба, они смелее рассказывают друг другу о новых возникающих замыслах и стремятся их реализовать. Следует иметь в виду, что работа детей парами требует серьезного внимания педагога. Здесь надо видеть характер детских взаимоотношений: чтобы дети не подавляли инициативу друг друга, чтобы каждый мог проявлять свою активность и получил удовлетворение от работы.

По окончании работы необходимо поговорить с детьми о том, кто что делал, осуществили ли свой замысел, как они преодолели возникающие трудности.
При подведении итогов работы воспитателю надо подчеркнуть успехи тех детей, у которых ранее работа не получалась, такое внимание воспитателя, его одобрение проделанной работы приучает детей радоваться результатам не только своей работы, но и товарищей.

Работа по замыслу детей очень важна в педагогическом процессе: будь то рисование или лепка, конструирование из бумаги или из дерева.
Замысел новой конструкции возникает как потребность в ходе игры. В летнее время на участке дети много играют. В ходе игр появляется необходимость в различных предметах. Располагая элементарными навыками работы с деревом и имея необходимый материал и инструменты, дети старшей и подготовительной к школе групп могут изготовить различные предметы для своих игр и для детей младших групп. Так, для игр в «семью», «дочки-матери», «детский сад» могут сделать столы, табуреты, скамейки, кресло, письменный стол, диван, шкаф для одежды, телевизор, вешалку для полотенец, кровать, полочки для книг и этажерки. Во дворе, на участке детского сада можно выделить место, где могут быть сделаны беседки для кукол, качели, гамаки, кресла-качалки, колодец со спускающимся ведром, маленький песочный ящик. Для игры с песком потребуются лопатки, носилки, тачки, грузовики. Дети могут сделать различные машины: легковые автомобили, грузовики, пожарный автомобиль, «скорую помощь» и др. для игры «Машины на нашей улице», с удовольствием мастерят поезда, платформы, семафор и играют в «железную дорогу». Ко дню Советской Армии делают самолеты, корабли, подводные лодки, танки, ружья, пистолеты, шашки и играют в «военных».

Детьми могут быть изготовлены некоторые предметы, нужные в группе. Чаще всего это ящики для посадки лука, семян, для выращивания рассады.
Следует привлекать старших детей и к более сложной работе, например к оказанию помощи взрослым при постройке беседки на участке детского сада, в сооружении песочного ящика, садовых скамеек, в ремонте оборудования участка (домиков, горки, лесенок). Дети не только могут подержать доску, подать какой-то материал, но и сами укрепить расшатавшиеся ступеньки, прибить отвалившийся наличник у окна домика. Труд вместе со взрослыми дети очень любят, они видят его практическое назначение и стараются оправдать оказанное им доверие.

Дети часто склонны приступать к выполнению замысла без предварительной подготовки. Следует приучить их к тому, чтобы сначала они подумали, как будут делать, например, кроватку для кукол, подобрали для этого подходящий материал, приготовили все, что нужно на рабочем месте: инструменты, гвозди, клей, деревянные части поделки, материал (например, ткань, если хотят сделать кроватку типа «раскладушки»). Этот этап подготовки работы очень важен: он предупреждает бесполезные поиски (то, что характеризует метод «проб и ошибок»), приучает детей к планированию деятельности, учит предвидеть. При этом результат деятельности всегда выше, кроме того, почти исключается замена возникшего замысла другим, более примитивным.
В педагогическом руководстве трудовой деятельностью воспитателю надо приучать детей готовить рабочее место, ясно представлять себе тот предмет, который они намерены сделать. Такая подготовка не только упорядочивает деятельность детей, придавая ей внешне организованный характер, но и способствует развитию мышления.

Планомерная работа с детьми старшей, а тем более подготовительной к школе группы развивает умение заранее наметить план действий, особенно если цель конкретна и близка во времени. Иногда следует накануне определить с детьми, что будут делать, как предполагают осуществить задуманное. Из имеющегося материала подобрать основные части задуманной конструкции, если их не оказывается ― подготовить их. На другой день осуществляется сам процесс изготовления вещи: соединение частей, сколачивание деталей, пригонка их, а также покраска изделия.

Предварительное продумывание предстоящей работы дает возможность ребенку направить усилия на усовершенствование конструкции, тщательную отделку, способствует получению результата более высокого качества.

В общем комплексе условий, способствующих развитию конструктивной творческой деятельности детей, наличие умений играет важнейшую роль. Но, как мы стремились это показать, обучение навыкам не является самоцелью, а осуществляется в ходе деятельности, при подборе усложняющихся конструкций.) При этих условиях воспитателю нет необходимости вторгаться1 в творческий процесс ребенка со своими указаниями, заставлять упражняться в недостаточно усвоенном навыке. Но каждый раз, когда ребенок чувствует свою беспомощность, педагог должен оказать ему помощь советом, практически выполнить более сложную часть работы, которая оказывается не по силам (вытащить гвоздь, прибитый не там или не так, как надо), еще раз показать сложные приемы соединения деталей (например, при поделке шкафа показать, как боковые стенки соединить через деревянный брусочек, а при поделке тележки, автомобиля показать, как прибить кусочек жести, чтобы колесо не соскакивало с оси). Вовремя оказанная ребенку помощь создает возможность доводить работу до результата, воспитывает уверенность в своих силах, а приобретенные при этом навыки становятся более осознанными. Постепенно дети приобретают необходимую сноровку, овладевают техникой деятельности.

Таким образом, у детей старшей и подготовительной к школе групп развивается умение ставить перед собой цель и элементарно планировать процесс работы, рационально использовать материал, применять целесообразные приемы работы. У детей седьмого года жизни развивается относительная ловкость, точность и быстрота действий, точность глазомера, умение приспосабливать материал, самостоятельно находить выход из затруднительного положения. Все это открывает новые возможности для развития начал творческой деятельности.  
Читайте также:

  • Значение ручного труда для формирования личности ребенка
  • Совместный труд детей
  • Трудовое воспитание детей
  • Изготовление игрушек из различных материалов
  • Труд и занятия
  • Просмотрено: 1015 раз 26 февраля 2010

    Развитие и воспитание дошкольников
    Добавить комментарий