Воспитание дошкольника в труде » Содержание трудового воспитания
С самого начала воспитатель учит дежурных распределять обязанности между собой: один убирает помещения, где находятся животные, другой готовит и подает им корм. Затем оба дежурных поливают растения. Обычно с этой работой двое дежурных справляются за 20—25 мин. Если объем работы оказывается большим, следует назначить не двух, а трех дежурных. Дежурные могут подсеивать овес на зелень (для корма животным), подсаживать лук в ящики, рыхлить землю в горшках, протирать кашпо, срезать сухие листья и увядшие цветы.
Хозяйственно-бытовой труд и труд в природе организуется в форме поручений, индивидуальных и коллективных, а также в форме дежурств. Одни поручения нерегулярны, другие носят систематический характер. Воспитатель планирует поручения в течение недели таким образом, чтобы ежедневно две небольшие группы детей (по 3—6 человек) выполняли коллективные задания. Это позволяет каждому ребенку два раза в неделю участвовать в коллективном труде.
Объединяя детей для выполнения коллективных заданий, воспитатель учитывает складывающиеся между ними отношения, уровень умений, индивидуальные особенности. Он подбирает состав группы таким образом, чтобы в ней рядом с ребенком, уровень умений которого недостаточен, был товарищ, способный выполнить задание и оказать помощь; рядом с тем, который отличается неуступчивостью,— сверстник сдержанный, умеющий и выслушать, и убедить.
Собрав детей, воспитатель обсуждает с ними предстоящую работу, говорит о ее значении для всей группы и о том, что надо сделать, чтобы результат был достигнут.
Например: «Давайте посмотрим, все ли у нас в порядке в песочном дворике? Вижу, вокруг рассыпан песок, его надо сгрести. Игрушки надо вымыть, скамеечки, столик — протереть». Так воспитатель учит детей обращать внимание на состояние игровых уголков, видеть необходимость труда, включаться в него по собственной инициативе.
Затем воспитатель обращает внимание детей на то, что предстоящую работу удобнее и легче выполнить вместе, но нужно договориться, кто какую часть общего дела будет выполнять. Опыт коллективной деятельности у детей невелик, поэтому им необходимо разъяснить, как следует в данном случае распределить работу, учитывая желания и интересы сверстников. Воспитатель может сказать детям: «Когда работают вместе, сначала договариваются, кто и что будет делать. Иначе может получиться так, что какое-либо дело останется невыполненным». Воспитатель приводит пример возможного распределения работы, но делает это не в виде прямого указания, а как бы советуясь с детьми, выслушивая их предложения, считаясь с их интересами. Если чье- либо желание выполнить невозможно, воспитатель разъясняет, что не всегда приходится делать то, что в данную минуту хочется, иногда надо уступить. Следует объяснить детям и другое положение: нельзя допускать, чтобы уступали всегда одни и те же дети; при распределении нужно поступать справедливо: наиболее интересные или самые трудные дела выполнять по очереди, чтобы никому не было обидно.
В процессе работы воспитатель обращает особое внимание детей на отношение их к порученному делу, приучает трудиться тщательно, сосредоточенно, добиваться результата, преодолевая трудности.
Важно научить детей готовить все необходимое для работы: расставлять столы, на которых удобно будет работать, подбирать весь необходимый инвентарь, располагать его. Все это воспитатель обсуждает с детьми до начала работы и помогает им организовать свою деятельность.
Читайте также:
Просмотрено: 0 раз 6 сентября 2011