Развитие и воспитание дошкольников Ошибочно широко распространенное представление о том, что подготовить ребенка к школе Все, что рассказано выше, могло бы быть помещено под этим заголовком. Ведь задача воспитания ребенка, начиная с первых месяцев, — готовить его к будущей жизни, к учению в школе, к трудовой деятельности, формировать личность будущего строителя коммунистического общества. Овладение навыками и привычками нравственного поведения, трудовыми, культурно-гигиеническими оказывает влияние, как было показано выше, на умственное, нравственное, физическое развитие ребенка и являете важной составной частью пстхологической готовности ребенка к учению в школе. Поступление ребенка в школу — это как бы экзамен, в результате которого особенно отчетливо выступают успехи или промахи воспитания в дошкольном детстве. В самом деле, если ребенок пяти и даже шести лет не умеет самостоятельно одеваться, это не так уж омрачает его жизнь. Но когда первоклассник выходит после осмотра из кабинета врача в незашнурованных ботинках или в рубашке наизнанку, он становится предметом осуждения, насмешек своих же товарищей.
Когда не сформированы необходимые привычки, это не значит, как отмечалось выше, что их «место» осталось пустым: вместо них сложились противоположные. Если ребенок не привык сам одеваться, значит, у него сложилась привычка, чтобы его одевали взрослые. Если он не привык доводить дело до конца, значит, не закончив его, бросает и берется за другое… И вот вхождение в новую деятельность — в учение, требующее овладения специфическими, учебными навыками и привычками, осложняется необходимостью «переучивания». Кроме навыков и привычек самостоятельности, культуры поведения, гигиенических и других, приобретаемых в дошкольном детстве, к моменту поступления в школу у ребенка должны быть сформированы навыки и привычки, связанные с учением; дети приобретают их в старшей и подготовительной к школе группах детского сада. Воспитатель должен ознакомить родителей не только с содержанием этой работы (какие именно навыки и привычки надо формировать), но и с методами, которые используются в детском саду, рассказать о возможном участии родителей в подготовке детей к обучению в школе.
Ошибочно широко распространенное представление о том, что подготовить ребенка к школе — это значит научить его читать и писать. В некоторых семьях все усилия направляются именно на это. Безусловно, нельзя запретить родителям прививать детям эти навыки. Однако воспитатель обращает их внимание на то, что значительно большая польза достигается, если они тратят усилия не на обучение чтению, письму или счету (это надо делать только в рамках «Программы воспитания в детском саду»!), а на навыки более общего характера, без которых невозможно успешное овладение ни математикой, ни грамотным письмом. Таковыми являются: навык членения предложения на слова, деления слова на слоги, выделения звуков в слове и др. Обучению этим навыкам может быть придана форма увлекательной игры, не требующей даже специального времени. Возвращаясь с ребенком из детского сада, например, можно предложить ему посчитать, сколько слов, скажем, в таком предложении: «Воробей клюет зерна». Содержание предложений может быть разным, но ребенку интереснее, если это будет только что произнесенная им под впечатлением виденного фраза. Полезно предложить ему составить самому предложения из трех-четырех, а затем и большего количества слов. Подобным же образом можно учить детей и делению слова на слоги. Особенно увлекают детей шести-семи лет игры на придумывание слова, начинающегося с заданного звука. Эта игра может носить характер соревнования ребенка со взрослым: кто больше придумает слов, начинающихся на данный звук. Можно ставить задачу придумать слова, которые оканчиваются на данный звук или имеют его в середине слова.
Обучение чтению допустимо только в том случае, если родители знакомы с рекомендуемыми педагогикой методами. Выразительно декламировать стихотворения, связно рассказывать о виденном, составлять небольшой рассказ по картине, пересказывать сказку, прочитанную ребенку взрослым, — все эти навыки необходимы будущему ученику. Рассказывая о содержании картины, пусть ребенок немного пофантазирует. Скажем, на картине изображены кормушки для птиц. Ребенок может рассказать, как изготовляли
кормушки, как прилетели птицы, возможные перипетии с появлением кошки. К этому его можно подвести наводящими вопросами.