Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Иногда педагог привлекает игру для закрепления у детей бытовых знаний и трудовых навыков. Игра «Накроем на стол, приготовим сами» позволяет закрепить знания названий блюд, посуды и умения пр

Воспитание дошкольника в труде » Особенности труда
Иногда педагог привлекает игру для закрепления у детей бытовых знаний и трудовых навыков. Игра «Накроем на стол, приготовим сами» позволяет закрепить знания названий блюд, посуды и умения правильно подготовить стол к завтраку, обеду и полднику.

Нередко игровые моменты наблюдаются в труде детей не только младшего, среднего, но и старшего дошкольного возраста. В процессе развития активной трудовой деятельности в игре детей старшей группы воспитатель опирается на присущую детям этого возраста активность и самодеятельность, на их стремление мастерить что-то своими руками, на обнаруживающуюся более ярко, чем на предыдущей возрастной ступени, способность длительно удерживать единую линию игрового замысла.

Если в средней группе переход от игры к трудовому процессу отвлекает детей от игры и они по своему желанию чаще всего к ней уже не возвращаются (возвращение к игре происходит в результате специального педагогического воздействия, направляющего внимание детей на первоначальный игровой замысел), то в старшем возрасте игровой замысел для детей сохраняет свою актуальность. Например, дети мастерят игрушку с ясным желанием сделать ее для последующей игры.

Связь игровой и трудовой деятельности сохраняется у них при господствующем положении игры, которая пронизывает трудовой процесс. Дети спешат выполнить работу, чтобы возобновить игру. Закончив поделку нужной игрушки, они продолжают игру в более широком игровом плане: наличие нужной игрушки расширяет круг действий. Вова, взяв сделанный бинокль, смотрит вдаль, кричит: «Человек за бортом!.. Срочно спустите шлюпку, человека надо спасать!» Другие дети быстро «спускают» шлюпку и принимаются «спасать человека» (куклу).

Расширение замысла игры происходит под влиянием литературных произведений, рассказов взрослых, телевизионных и радиопередач.
Если замысел игры определяют в основном впечатления, полученные детьми из разных источников, то многообразие игровых действий, позволяющих реализовать замысел, создается разнообразием игрушек, поделок, приспособлений, они придают игре новизну.

Как, например, развивалась игра в пароход? Корпус парохода дети легко сделали из деталей строительного материала. Но труба из этого материала получилась неустойчивой, при малейшем колебании она падала.

Предложение воспитателя сделать трубу из картона было охотно принято детьми. Лист картона согнули рулоном, сшили крепкой ниткой и оклеили черной бумагой, сверху наклеили белые полоски и красную звезду. Наиболее сложные процессы были выполнены воспитателем. Например, дети держали рулон картона, а воспитатель прокалывал его шилом, сшивая трубу. Дети намазывали клеем бумагу для оклеивания трубы, вырезали полоски белой бумаги и наклеивали их, обводили, вырезали и наклеивали звезду.

Сделанную трубу дети тут же поставили на пол и вокруг нее вывели контур парохода. Поставили стулья, разместились па них, однако сидели недолго. К играющим подошел Сережа и деловито спросил: «А где же мачта? Без мачты парохода не бывает». Сен я и Вова озадачены, с удивлением посмотрели на воспитателя. «Что же, и мачту можно самим сделать»,― заметил педагог. Начались высказывания, споры. Одни хотели сделать мачту, так же как и трубу, из картона, другие пытались соорудить ее из строительного материала. «Палочку надо, ― заявил Женя. ― Правда, давайте из палочки». Но в группе палочки не оказало.. Пришлось ее искать в сарае но время прогулки. Длинная, гладко оструганная палка была принесена в группу, ее укрепили (в одном из цилиндров конструктора Поликарпова). Теперь она стояла вертикально, вполне устойчиво. Как только мачта была установлена, несколько детей спросили: «А флажки?» ― «Флажки можно сделать из бумаги, разноцветной материи». На другой день воспитатель показал, как из разноцветных лоскутков материи можно вырезать флажки. Но оказалось, что дети, хорошо умея резать бумагу, затруднялись резать материю. Слава и Юля причину своих неудач видели в том, что ножницы тупые, но, когда дети увидели, как легко ими режет материал воспитатель, они убедились, что причина их неудач в неумении работать ножницами. Ребята стремились освоить навык резать материю. Это удавалось не сразу, однако к концу работы многие дети самостоятельно вынесли по 3―4 флажка. Теперь надо было укрепить их на веревке. Возник вопрос, как это лучше сделать. Воспитатель предложил детям подумать самим. Одни дети предложили прорезать ножницами дырочки и в них продеть веревку. Другие считали, что так будет некрасиво. Кто-то предложил приклеить флажки к веревке, но и этот способ нашли неудачным. «А если пришить?» ―спросила Маша. Предложение Зины было одобрено. Работа была отложена до следующего пня, так как время на игру истекло.

На следующий день дети с утра вспомнили о предстоящей работе. Еще до 1,ш1-рака воспитатель показал, как прикреплять флажки.

На ковре стоял пароход, не разобранный со вчерашнего дня, и некоторые дети принялись за игру. Они что-то подстраивали, стучали бруском («ремонтировали пароход»), подходили к тем детям, которые нашивали флажки, и торопили их. «Нам уж мачту нужно устанавливать, скорее флажки давайте. Пароход скоро отправится».

Шить детям очень правилось, работа оказалась для них несложной, они успешно справились с ней. Выполнив задание, дети подняли все флажки и любовались ими, а затем укрепили их на пароходе. Дети с удовлетворением заметили, что пароход стал похож на настоящий.

Воспитатель, помогая детям прикреплять флажки, обратил их внимание па го, что мачту следовало бы сначала, покрасить, тогда было бы еще красивее. Дети оживились. Перспектива нового трудового процесса показалась им заманчивой. Сережа предложил тут же приступить к окраске. Однако краски не оказалось.

Вечером во время игры воспитатель поставил на стол баночку с белилами ii две кисти. Несколько ребят вызвались красить. Дети с интересом смотрели, как Зина и Костя красили мачту, каждому хотелось принять участие в этой работе. Дети давали советы, поддерживали палку, помогали вытирать лишнюю краску.
Мачту поставили сушить, а игра в пароход продолжалась. Заняв место на капитанском мостике, Сеня заявил: «Я капитан». Но Вова держал руль, и ему не хотелось возвращать его Сене: «Я рулевой». Вова сел рядом с Сеней и, энергично повертывая руль вправо и плево, изображал рулевого. Капитан, сидя рядом с рулевым, находил себе дела и скоро вышел из игры.

В ходе игры руль оказался неудобным. Воспитатель предложил детям сделать руль из картона: «Сначала мы вырежем круг, сделаем штурвал, прибьем его к палочке, чтобы можно было повернуть». Дети быстро собрались возле стола, обвели карандашом контур. С картоном дети работали очень мало, поэтому в процессе вырезания встречались со значительными трудностями. Руки плохо слушались, вырезали неровно, быстро уставали. Однако, начав вырезать, Костя не хотел никому передавать ножницы и сам вырезал круг. Штурвал был неплотно прибит к палочке, чтобы можно было его поворачивать.
Этот самодельный штурвал служил детям несколько дней, но он часто соскакивал с гвоздя. Это очень огорчало детей, однако в игре это было поводом к проведению «текущего ремонта» на корабле. Дети вооружились молотком и чинили штурвал, а заодно обходили пароход кругом и в разных местах постукивали молотком.

Однажды мать Сережи, придя утром в детский сад, передала воспитателю два прекрасных колеса из толстой фанеры: «Мне на станке выточили, а то Сережа рассказывает, что они в пароход играют, а колесо h;i картона все время ломается». Штурвал прочно укрепили на бруске, и Костя с гордостью занял место капитана.

Рассматривая картины и иллюстрации в журнале, дети обратили внимание на то, что у капитана есть бинокль. «Капитану нужен бинокль»,― заявил Сережа. Он принес бумагу и стал делать из нее бинокль; смастерил две трубки и «смотрел в бинокль», держа их порознь в руках. Воспитатель предложил рассмотреть устройство бинокля. Дети с интересом рассматривали, потом заметили, что бинокль, сделанный Сережей, неудобен. Игорь и Вова принесли клей, бумагу, картон и принялись делать бинокль, постоянно присматриваясь к иллюстрации. Когда бинокль был готов, Лена заметила: «Теперь надо повесить бинокль на шнурочек». Нина отыскала в ящике шкафа узкую ленту, ее прикрепили к биноклю. «Капитан всегда может ходить с биноклем, снимать будет на ночь»,― заметил Сеня.

Бинокль внес много нового в содержание игры, детских высказываний. Вот капитан, всматриваясь вперед, говорит: «Скоро уже к берегу приплывем». Вдруг видит «человека за бортом», подает команды: «Вперед, право руля, быстрее вперед».

Появились и новые потребности в строительстве; после изготовления бинокля (а также и подзорной трубы) дети сделали капитанский .мостик, штурманскую рубку. Понадобилось также сделать камбуз и столовую, так как в ходе игры появился новый член экипажи ― «кукла-повар», для которой были ] специально сшиты колпак и фартук.

Изготовление-игрушек, необходимых для игры, на какое-то время отвлекает от нее детей, но, как только работа заканчивается, перед ними открываются новые перспективы. Игрушка, сделанная своими руками, охотно используется детьми в игре, обогащает ее содержание.  
Читайте также:

  • Развиваем интерес к работе с бумагой
  • Игрушки для расширения тематики игр
  • Сюжетно-отобразительные игры детей
  • Трудовое воспитание детей
  • Планирование труда
  • Просмотрено: 821 раз 25 февраля 2010

    Развитие и воспитание дошкольников
    Добавить комментарий