Воспитание дошкольника в труде » Организация труда
Первые самостоятельные детские работы будут несовершенны, однако воспитатель высоко оценивает желание детей сделать что-либо полезное своими руками. В течение года все дети группы должны освоить некоторые приемы работы с природным материалом (желудями, шишками, ракушками или другим, часто встречающимся в местных условиях), научиться изготовлять предметы из картонных коробок (вагончики, мебель для кукол и пр.).
В старшей группе еженедельно организуется коллективный труд всей группы. Его цель — формирование у детей желания и умения трудиться вместе, осознавать свою работу как часть общей. При организации коллективного труда всей группы воспитатель предоставляет каждой подгруппе детей большую самостоятельность. Чтобы не испытывать затруднений в руководстве работой всех групп, педагог учитывает накопленный опыт, наличие навыков и отбирает для коллективного труда то, что дети выполняли в процессе поручений.
Методика руководства коллективным трудом всей группы заключается в следующем: сначала воспитатель ставит перед группой общую цель (надо убрать комнату, участок и т. д.), разъясняет значимость предстоящей работы. Затем он определяет содержание труда каждой из 3—4 подгрупп (звеньев) детей, напоминает о необходимости распределения обязанностей между ними, предлагает удобно расположить заранее подготовленное оборудование и начать работу.
В процессе руководства коллективным трудом детей воспитатель обращает особое внимание на формирование у них начал коллективизма. У детей формируются представления о том, что результат коллективной деятельности может быть получен лишь тогда, когда все закончат свои задания, а качество работы будет высоким лишь при условии, если каждый из участников старательно и аккуратно выполнит свою часть работы. На примерах складывающихся ситуаций педагог помогает детям осознать эту особенность коллективной деятельности.
В результате систематического участия в коллективной трудовой деятельности к моменту перехода в подготовительную к школе группу или к обучению в школе у детей должны быть сформированы некоторые навыки коллективной деятельности:
- умение обсуждать со сверстниками вопросы распределения общего задания (согласовывать свои желания с желаниями товарищей);
- умение организовывать общую деятельность: подбирать необходимое оборудование, удобно располагать его в нужном порядке;
- умение тщательно, добросовестно, не отвлекаясь выполнять свое задание, осознавая ответственность за свою работу перед коллективом сверстников;
- умение оказывать помощь товарищам в процессе общей работы.
Решение задач трудового воспитания возможно только при систематическом включении каждого ребенка в трудовую деятельность, поэтому организация трудовой деятельности в повседневной жизни детского сада должна найти достаточное место в календарном плане работы.
Можно предложить следующий порядок организации труда детей.
Читайте также:
Просмотрено: 0 раз 6 сентября 2011