Воспитание дошкольника в труде » Нравственное воспитание в труде Об этом свидетельствует доверительная манера общения с ребенком, внимание к тому, что он делает.
Воспитатель наводит порядок в игровом уголке. Он называет действия, которые осуществляет: «Нужно поставить машинки в гараж, чтобы они не мешали. Вот так». Ребенок, заинтересованный действиями педагога, подходит к нему и повторяет то же. «Машинки уже стоят в гараже, а теперь посмотри, как стульчики для кукол выстроились неровно, их нужно подвинуть к столу, вот так». Ребенок сначала внимательно слушает педагога, а затем переходит к совместным с ним действиям. Если дети не получают от воспитателя поддержки и одобрения своих действий, а их трудовые усилия не оцениваются и не поощряются, то они часто испытывают отрицательные эмоции по поводу первых неудач и приобретают отрицательный опыт участия в труде.
У воспитателя достаточно средств и методов, которыми он может пользоваться, чтобы вызвать у детей интерес, эмоционально-положительное отношение к участию в труде и достижению определенного результата. Неодинаковое отношение дошкольников к различным видам труда закономерно: это связано с различным уровнем сформированных трудовых навыков и умений, с возможностью самостоятельно ставить цель, мотивировать ее, достигать результата, со спецификой видов труда.
Но неодинаковое поведение детей в труде, разное отношение их к труду как к процессу — результат неправильной организации воспитательной работы: недостаточного внимания к накоплению трудового опыта ребенка, к формированию у него привычки к трудовому усилию, к самостоятельному применению имеющихся навыков, злоупотреблению словесными методами воспитания.
Дети среднего дошкольного возраста с. большим желанием принимают участие в хозяйственно-бытовом труде. Организация его в форме дежурств является для них новой интересной деятельностью. Но воспитанники быстро теряют интерес к этому виду труда в силу его повторяемости, дежурят без удовольствия, неаккуратно выполняют свои обязанности. Данный пример подтверждает существование разрыва между знаниями детей о том, как нужно поступать, и их реальным поведением.
Чтобы поддержать интерес к этому виду трудовой деятельности, необходимо обращать внимание детей на пользу, которую приносят дежурства всей группе: «Какой Миша молодец. Аккуратно разложил бумагу на столе и поставил стаканчики с кисточками. Все подготовил к занятию. Позаботился обо всех ребятах. Он очень хороший дежурный».
Подобная оценка не только поощряет действия ребенка, но и вызывает у детей желание поступать так же. Постепенно, осознавая необходимость работы для других, дети начинают старательно выполнять свои обязанности.
Следует более тщательно продумывать содержание отдельных трудовых поручений, стремиться к тому, чтобы труд детей был не надуманным, а жизненно необходимым. Желательно чаще привлекать дошкольников в качестве помощников в разнообразные хозяйственные дела, связанные с жизнью группы. Например, помочь повару перебрать крупу для обеда, помочь няне пришить пуговицы к наволочкам и т. д. Это позволяет преодолеть однообразие хозяйственно-бытового труда.
Чем однообразнее труд, тем более привлекательно он должен быть представлен. Несмотря на то, что дети уже способны прилагать усилия в работе для других, следует позаботиться о том, чтобы время от времени в их трудовой деятельности присутствовал элемент новизны. Значительно повышает интерес к труду смена оборудования. Подбор оборудования следует осуществлять тщательно, чтобы ребенок почувствовал реальный результат (например, заменить лопатки, у которых маленький лоток, на другие, чтобы удобнее было сгребать снег).
В процессе трудовой деятельности дети приобретают опыт, повышается их самостоятельность, появляется уверенность в своих силах. Все это укрепляет интерес к труду.
Большое влияние на развитие интереса оказывает и эмоциональное отношение взрослого к своему труду. Дети подражают бодрому, энергичному темпу работы воспитателя, няни, также тщательно ее выполняют.
Анфисы Чеховой фотографии: телепрограммы, новости, биография, фильмография, видеоролики популярной российской актрисы, телеведущей, поп-звезды Анфисы Чеховой.
Читайте также:
Просмотрено: 358 раз 20 августа 2010