Действенность общественного мотива повышается, когда дети убеждаются, что их усилия оправданы

Если данное требование не соблюдается, то возникает сожаление о проделанной работе, а это неблагоприятно влияет на формирование положительного отношения к труду. Воспитатель предложил старши

Воспитание дошкольника в труде » Нравственное воспитание в труде Действенность общественного мотива повышается, когда дети убеждаются, что их усилия оправданы Если данное требование не соблюдается, то возникает сожаление о проделанной работе, а это неблагоприятно влияет на формирование положительного отношения к труду.

Воспитатель предложил старшим дошкольникам сделать для малышей игрушки из яичной скорлупы: рыбку, петушка, самовар и др. В процессе работы дети убедились, как сложно действовать с таким хрупким материалом, и, когда закончили ее, не проявили желания отдать поделки малышам. Они говорили: «Давайте на свою елку повесим, малыши сломают», «Эх, Петрушечка, какой ты у меня красивенький, сейчас малыши тебя раздавят».

Мотив «сделаем для малышей» наиболее близок тем детям, у которых есть младшие братья и сестры или младшие друзья. Свою поделку они стараются вручить именно им. Учитывая данное обстоятельство, следует позаботиться о том, чтобы организовать содержательную совместную деятельность между старшими и младшими. Это могут быть общие игры с правилами, где старшие выполняют ведущие роли; рассматривание иллюстраций в книгах в вечернее время; совместный труд на участке малышей во время прогулки и т. п. Совместная деятельность сближает детей, старшие охотно включаются в работу, с готовностью принимая общественный мотив «для малышей».

Необходимо продумать приемы, помогающие поддерживать постоянный интерес детей к делу, например целенаправленные беседы перед работой или в процессе ее. Дети делают для мамы коробочку с крышкой. По ходу работы педагог задает вопрос «Как вы думаете, для чего может пригодиться маме такая коробочка, что она в нее сможет положить? Приятно ей будет получить подарок, сделанный вашими руками?» Или воспитатель спрашивает у детей, делающих разные машины из спичечных коробков: «Как вы посоветуете детям средней группы играть с игрушками, которые сейчас сделаете? Где посоветуете их хранить, чтобы они не ломались? Как вы думаете, обрадуются они вашему подарку?»

С помощью таких бесед дети живо представляют себе, как будут встречены и использованы их работы. Они активно высказываются о предполагаемом применении поделок. Это укрепляет их стремление выполнить работу как можно лучше, способствует появлению взаимоконтроля («Поправь тут, а то малышам не понравится», «Подержи подольше, чтобы крепко приклеилось, а то отклеится и малыши заплачут»).

Оценка поделки чаще всего исходит от того лица, кому она предназначалась: от родителей, от воспитателя младшей группы, от друзей. Высказанное удовлетворение, радостные лица тех, кому вручены работы, оказывают сильное эмоциональное воздействие, стимулируют к последующему участию в трудовой деятельности. Здесь нет анализа детских работ, но есть их признание. В повседневной жизни детей воспитатель всегда может найти подходящий момент для создания «общественного мнения» о проделанной работе. Так, в приводимом выше примере, когда мальчики по собственной инициативе сделали машины-фургоны и машины-цистерны, педагог попросил играющих детей не убирать улицу перед гимнастикой, оставить на ней вновь сделанные машины, а после гимнастики, прежде чем отпустить детей умываться, сказал: «Посмотрите на нашу улицу, по ней пошли новые машины. Знаете, кто их для вас сделал?» И назвал имена детей. Такое признание работы у одних детей укрепляет желание трудиться, у других вызывает желание таким же образом проявить себя.  
Читайте также:

  • В беседе с детьми показана не только значимость работы, но и раскрыты ее «с …
  • Дети делают много игрушек для совместных игр
  • Необходимость в оказании помощи наглядно показывает дошкольникам общение с …
  • Наряду с общим признанием работы необходима и оценка-анализ
  • Содержания работы на основе сформированных на занятии умений
  • Просмотрено: 149 раз 18 августа 2010

    Развитие и воспитание дошкольников
    Добавить комментарий