Рассмотрим методику работы воспитателя с детьми шестого года жизни

Прежде всего педагог формирует у дошкольников представления о качестве действий, используя пример окружающих людей. Во время наблюдений за трудом взрослых он указывает не только на то, что д

Воспитание дошкольника в труде » Нравственное воспитание в труде Рассмотрим методику работы воспитателя с детьми шестого года жизни Прежде всего педагог формирует у дошкольников представления о качестве действий, используя пример окружающих людей. Во время наблюдений за трудом взрослых он указывает не только на то, что делает труженик, какие действия выполняет, но и как выполняет. Вопросы воспитателя («Почему взрослый делает все быстро?». «Почему он работает аккуратно?» и т. д.), объяснения помогают детям осознать, что для реализации основной задач работы качество действий имеет решающее значение, что между качеством действий и качеством конечного результата существует неразрывная связь.

В «Программе воспитания и обучения в детском саду» указано что соответствующие представления о качестве действий, совершаемых взрослыми в процессе труда, должны найти реализацию в трудовой деятельности самих детей.

Участие дошкольников в работе позволяет им не только приобрести трудовые и организационные навыки и умения, но и совершенствовать их качество. На это нацеливают соответствующая инструкция педагога перед началом работы, указания в процессе ее выполнения, а также оценка деятельности и результата.

Требования к качеству совершаемых действий осознаются детьми при подведении итогов работы. Роль оценки как метода трудового обучения заключается в том, что воспитатель каждый раз пытается устанавливать зависимость качества результата от совершаемых ребенком действий. Эта связь для детей наиболее понятна, наглядна. Они сами отмечают, что, например, коробка из-под настольной игры после ремонта выглядит красиво, потому что аккуратно и ровно отрезаны полоски, тщательно удален лишний клей; кубики после мытья остались влажными, потому что их плохо вытерли.

Любое трудовое задание предъявляет к ребенку-исполнителю определенные требования в отношении способа выполнения, причем выбранный способ должен быть самым результативным. На предыдущей возрастной ступени дети овладели способами действия, придерживаясь которых они легко могут осуществить трудовой процесс. Но этого явно недостаточно, так как труд не только исполнительская деятельность, но и творческая. Поэтому воспитателю важно показать детям не один, а несколько способов выполнения задания, чтобы они могли проявить самостоятельность, инициативу. Конечно, в сфере самообслуживания и хозяйственно-бытового труда нелегко отыскать другой способ (например, при стирке белья или уборке игрушек на стеллаже), но заменить отдельные действия, трудовые операции взрослый может. Так, белье для кукол дети стирают, предварительно замочив его или намылив непосредственно во время стирки; темные вещи не подсинивают и не крахмалят, а белое белье требует этих процессов. Пыль с ковра дети зимой сметают щеткой, веником, а иногда чистят его с помощью взрослых пылесосом. Посуду после еды дежурные уносят на хозяйственный стол, держа каждый прибор в руках, а можно предварительно сложить ее на поднос и затем унести. и т. д.

Знакомя детей с различными способами выполнения трудовой задачи, педагог каждый раз показывает способ, наиболее рациональный в данных условиях. При этом он учит предвидеть не только результат, но и ход выполнения задания. «Как можно иначе выполнить эту работу?» — спрашивает воспитатель детей, помогающих ему вырезать геометрические формы для предстоящего занятия.

Дошкольники отвечают, что это можно сделать с помощью линейки, по трафарету, путем сложения и т. д. Если они затрудняются найти эти способы, педагог подсказывает. Дети на практике проверяют правомерность каждого решения и убеждаются в наибольшей эффективности одного из них.  
Читайте также:

  • Как же обучать детей умению планировать процесс труда
  • Изменения в поведении и деятельности дошкольника
  • Иногда воспитатель предлагает ребятам самим подумать, как следует выполнить …
  • Прежде чем приступить к работе, ребенок должен предусмотреть способ ее выпо …
  • Особенности организации труда детей в разных возрастных группах
  • Просмотрено: 272 раз 31 июля 2010

    Развитие и воспитание дошкольников
    Добавить комментарий