Воспитание дошкольника в труде » Нравственное воспитание в труде Какие изменения можно обнаружить в поведении и деятельности дошкольников под влиянием обучения умению планировать процесс труда?
Прежде всего повышается общий уровень их развития, совершенствуется мыслительная деятельность. Это позволяет детям более точно и осознанно направлять практические трудовые действия на достижение поставленной цели, формирование умения сначала наглядно, а затем мысленно представить способ решения задачи, развивает наблюдательность, речь, улучшает качество результата труда.
Умение планировать обеспечивает большую активность ребенка, вселяет уверенность, придает силы, дает ему возможность выполнять роль организатора или ответственного за работу. У детей не возникает затруднений при переносе способа индивидуального планирования на новое содержание труда в условиях совместного выполнения задания. У них обнаруживается ярко выраженное стремление к успешному осуществлению коллективной работы.
По мере овладения детьми умением планировать процесс труда (исполнительный этап деятельности) воспитатель постепенно переходит к обучению их планированию трудового процесса в целом. Работа идет в двух направлениях.
Педагог знакомит детей с трудом взрослых. Он обращает внимание на цель, стоящую перед тружеником, на материалы и оборудование, на конкретные трудовые действия и результат труда. Показывает место и порядок хранения инструментов, материалов и готовых изделий, указывает на порядок на рабочем месте (на всех этапах работы взрослого), на удачные приемы работы, на аккуратное пользование инструментами. Таким образом, воспитатель отмечает моменты, имеющие прямое отношение к формированию представлений об организации трудовой деятельности и роли такой организации в достижении хорошего результата.
Например, во время экскурсии в столярную мастерскую педагог показывает детям, как удобно размещены инструменты, какой порядок в шкафу, на верстаке, как ловко работает столяр, поясняет, как важно, чтобы во время работы все было под рукой.
На основе этих знаний у детей формируется умение вычленять в трудовом процессе его составные части (компоненты), планировать и самостоятельно осуществлять трудовой процесс.
Второе направление в работе воспитателя — целенаправленное обучение ряду действий, подготовка необходимого для работы материала, организация рабочего места, определение способа выполнения действий и их последовательность, уборка после работы. Эти направления должны быть тесно взаимосвязаны. Формирование умения подбирать необходимые материалы и оборудование успешно осуществляется в дидактических играх типа «Кому что нужно для работы?». Их можно проводить в свободное от занятий время, подобрав картинки в соответствии с теми трудовыми процессами, которые должны быть освоены детьми, например: «Стирка белья» — карточки с изображением тазика, ведра с водой, мыла (для стирки), веревки (для просушивания); «Приготовление винегрета» — карточки с изображением доски, ножа, тарелки, овощей. Дети с удовольствием сами подбирают предметы и материалы в соответствии с тем или иным трудовым процессом, помогают товарищам в играх с куклами, совершенствуют свои умения.
При организации труда детей воспитатель фиксирует их внимание на правильном подборе необходимого материала, подчеркивая! что это влияет на достижение результата.
Читайте также:
Просмотрено: 257 раз 31 июля 2010