Это означает, что работа педагога должн вестись в двух направлениях. Во-первых, обучать детей действиям и последовательности их выполнения, что обеспечивает достижение результата. Во-вторых, учить детей ставить цель, отбирать материалы и оборудование для труда, готовить рабочее место и все убирать за собой. Таким образом, в средней группе воспитатель формирует у детей и трудовые, и организационные навыки, умение осуществлять целостные трудовые процессы (мыть игрушки, стирать кукольное белье, накрывать на стол).
Если педагог видит, что ребенок без помощи взрослого подготовил все необходимое для работы, продумал ход ее выполнения, достиг результата, соответствующего цели, навел порядок после работы,- налицо образование навыка. Естественно, основа
для формирования такого навыка была заложена еще в младшей группе, когда ребенок овладевал отдельными действиями.
Содержанием трудового обучения старших дошкольников является формирование значительного количества трудовых и организационных навыков, с помощью которых возможно осуществление различных трудовых процессов.
Считается, что, если дошкольник к шести годам научится стирать мелкие вещи, мыть игрушки и складывать их на место, наводить порядок в групповой комнате, на стеллажах с игрушками, в шкафу с пособиями, мыть растения и клетки в уголке природы, он овладеет всеми процессами хозяйственно-бытового труда в том объеме, который предлагает программа старшей группы. Это требование касается и других видов труда.
На эти показатели и должны ориентироваться методисты детского сада, воспитатели, оценивая работу по трудовому обучению.