Воспитание дошкольника в труде » Нравственное воспитание в труде Основу формирования положительного отношения к труду в дальнейшем. В этом заключается прямая связь между становлением целенаправленной деятельности ребенка и его нравственным воспитанием.
Основным методом закрепления у детей эмоционально-положительного отношения к цели труда является их положительная оценка в разных формах (одобрение, поощрение, мотивирование цели): «Молодец, что ты согласился мне помочь. Мне одной тяжело», «Бабушка, няня будут довольны». Такие приемы важны для ребенка, так как он убеждается, что поступает хорошо, правильно.
Однако у некоторых младших дошкольников уже сформировано довольно стойкое негативное отношение к поставленной взрослым цели предстоящей трудовой деятельности. Если воспитатель надеется, что это явление временное и с возрастом оно само исчезнет, то он ошибается. С такими детьми нужно работать.
Общей особенностью малышей, не принимающих поставленную перед ними цель, является робость, застенчивость, пассивность, отсутствие нужных умений. Их объединяет то, что любая поставленная перед ними задача воспринимается отрицательно. И все же воспитатель может повлиять на изменение отношения этих детей к поставленной цели. Установкой является постоянное внимание к этим детям. Нужно стараться всегда учитывать их настрой в данный момент, предвидеть, как в той или иной ситуации они примут предложенную задачу. Особое внимание в этом случае придается положительной оценке, когда ребенок вдруг принимает цель охотно и соглашается включиться в деятельность («Молодец, что ты хочешь помочь!») а также когда педагог чувствует, что у малыша падает желание продолжать трудиться и он склонен переключиться на что-нибудь другое («Как ты стараешься, у тебя начинает получаться!»). Высокая оценка как бы придает ребенку силы и желание продлить трудовой процесс, закончить начатое дело.
По мере того как дошкольник овладевает трудовой деятельностью в целом (прежде всего средствами достижения ее), оценка должна качественно меняться. Если первоначально одобрялось, поощрялось само включение в труд, то постепенно оценка как бы сдвигается непосредственно к процессу деятельности. Оценивается отношение к ней, к овладению необходимыми навыками («Как ты стараешься, у тебя скоро все будет получаться»), к результату деятельности, его качеству («Ты сегодня хорошо трудился. Посмотри, ни одной капли не пролил, все сделал, как я показала»).
Конечно, отношение детей к цели трудовой деятельности прежде всего должно оцениваться с позиции того, как она достигается. Наиболее высоко оценивается умение находить простые цели и самостоятельно их достигать. Дети четвертого года жизни могут это делать, что дает основание говорить о возможности целенаправленной педагогической работы по воспитанию у них умения замечать необходимость включения в труд. Понятно, что для этого повседневно следует создавать специальные педагогические условия, которые как бы подсказывали малышу, где и в чем он может проявить инициативу. Нужно предусматривать труд взрослых (воспитателя, няни) в присутствии детей, акцентировать их внимание на такой деятельности, разъяснять малышам, почему взрослые трудятся, поощрять их желание помочь. «Мария Ивановна (няня) собирается помыть пол, а стульчики ей будут мешать. Давайте ей поможем. Каждый возьмет по стульчику и поставит сюда. И Ира, и Сережа, и Лена — все дети»,-говорит воспитатель. Иногда стульев больше, и педагог непременно увидит, кто сам догадается еще раз вернуться за стулом. Такого ребенка обязательно нужно похвалить: «Леночка — хорошая помощница, сама догадалась еще один стул принести. Игорек у нас заболел, а его стульчик некому перенести». Тут же можно наблюдать, как другие малыши попытаются взять остальные стулья. Поощрение, одобрение детской инициативы всегда верный стимул для включения ребенка в. трудовую деятельность.
Читайте также:
Просмотрено: 214 раз 28 июля 2010