Воспитание дошкольника в труде » Нравственное воспитание в труде Например, установлено, что заниматься трудом по самообслуживанию труднее, чем ручным трудом или трудом по уходу за животными. Таким образом, умение ставить перед собой цель зависит не только от возраста, но и от содержания предстоящей деятельности ребенка, интереса к ней.
Учить детей находить посильные задачи надо уже с младшего дошкольного возраста, так как это является важнейшим условием развития творческого отношения к труду. Для этого необходимо использовать любые возможности. Ребенку надо дать понять, что такое поведение одобряется. Например, малыш видит, что книги на полке лежат в беспорядке: он аккуратно складывает их в стопку; кто-то забыл убрать строительный материал на место — другой начинает убирать его. Воспитатель должен непременно замечать проявление такой инициативы и одобрять поведение ребенка.
Умение самостоятельно ставить перед собой цель формируется постепенно, на основе достижения ребенком целей, которые ставит первоначально педагог. Взрослый учит ребенка, где и в чем он может проявить свою инициативу.
В группу средств достижения поставленной перед ребенком цели входят навыки и умения, в том числе умение планировать работу, самоконтроль.
Навыки и умения — важнейшее средство для достижения поставленной цели, для осуществления самой деятельности. Важность их настолько очевидна, что, вероятно, поэтому другим компонентам труда придается меньшее значение.
По мере образования навыков уменьшается количество необходимых упражнений, повышается точность выполнения действий. На процесс усвоения необходимых трудовых навыков с предстоящей работы, ее последовательность и умеют рассказывать об этом, если педагог предварительно попросит: «Расскажи, как надо поливать цветы, стирать. Что надо делать сначала, что потом?»
Дети средней группы называют лишь несколько действий: «Надо поливать лейкой; надо поливать вот так (показывает); надо налить воды и полить цветы. Возле аквариума тоже полить».
Чем выше уровень развития трудовой деятельности, тем больше возможности для решения задач нравственного воспитания.
Известно, что отношение к труду складывается очень рано, задолго до того, как малыш сможет самостоятельно выполнять трудовые поручения взрослых, овладеет навыками самообслуживания и т. д. Следует заметить, что некоторые дети уже в раннем возрасте обнаруживают негативное отношение к труду. На предложение сестры-воспитателя потрудиться они протягивают ручки или, наоборот, прячут их за спину, приговаривая: «Я не хочу, это трудно, тяжело. У меня ручки маленькие». Еще не столкнувшись с трудом, малыши отказываются трудиться. Воспитание отношения к труду, желания трудиться должно начинаться рано, до овладения трудовыми навыками, и, конечно, продолжаться в процессе становления деятельности.
Трудовая деятельность подчинена логике, развивается в определенной последовательности, и в соответствии с нею ставятся и решаются воспитательные задачи. Представление о труде как целостном процессе должно включать все его структурные части. Если же мы не обнаруживаем у детей некоторых его частей, значит, надо полагать, что труд как самостоятельная деятельность пока не сложился.
Читайте также:
Просмотрено: 205 раз 27 июля 2010