Воспитание дошкольника в труде » Нравственное воспитание в труде Их решение связано с формированием у ребенка таких качеств, которые характеризуют его отношение к труду и всему, что с этим связано: аккуратность, бережное отношение к вещам, взаимопомощь, дружелюбие и др. Эти качества не могут быть сформированы без специального педагогического руководства. Формирование их связано с воздействием на эмоциональную сферу ребенка, на включение в методику руководства таких средств и приемов, которые вызывали бы желание охотно принимать поставленную цель и достичь ее, заставляли бы испытывать радость от самого процесса труда. Результатом нравственного воспитания в труде должно стать не только умение, но и желание трудиться, в этом и проявляется качественная характеристика начал трудолюбия.
Эффективность воспитания и обучения зависит от того, насколько эмоционально ребенок относится к обучению, к сложившейся ситуации, как переживает успехи и неудачи. Благодаря положительным чувствам сам процесс деятельности начинает восприниматься им как что-то само по себе положительное.
Часто увлечение взрослых обучением, их стремление поскорее сформировать у детей умение трудиться приводят к тому, что забывается необходимая зависимость между обучением действиям и воспитанием положительного отношения к ним, желания научиться их выполнять. В таких случаях происходит активное формирование деловых качеств, становлению которых способствует содержание трудового процесса, а также логика действий и операций, совершаемых ребенком в соответствии с поставленной задачей. При этом ребенок не всегда испытывает удовольствие и радость от того, что делает, или от того, что ему предстоит еще сделать. Это снижает эффективность как и его деятельности, так и самого воспитательного процесса.
Мы учим детей трудиться и, конечно, воспитываем в процессе груда. Это два тесно переплетающихся способа педагогического воздействия на детей, которые не должны разрываться. Нравственное воспитание в труде тесно связано с уровнем развития трудовой деятельности. Этот уровень различен на разных возрастных этапах дошкольного детства. Он может различаться даже в пределах одного возраста, хотя опора идет на общие закономерности развития.
Известно, что в младшем дошкольном возрасте труд как самостоятельная деятельность еще не сформировался ни в сознании, ни в поведении детей. Часто включение их в трудовой процесс не отличается от их поведения в игре. Об этом свидетельствуют детские ответы на вопросы взрослого. Так, когда ребенка трех лет спрашивают: «Ты любишь трудиться?» — он, как правило, отвечает утвердительно. На вопрос: «Какую работу ты любишь выполнять?» — дети обычно отвечают: «Люблю кубики возить, домик строить, машинки катать». Лишь в редких случаях малыши называют некоторые трудовые процессы, действия, имеющие отношение к труду: «Люблю ложки раздавать, дежурить, цветочки поливать, стирать куклам».
Читайте также:
Просмотрено: 307 раз 27 июля 2010