Воспитание дошкольника в труде » Нравственное воспитание в труде Например, получив задание протереть листья у комнатных растений, первый ребенок снимает их с подоконника, второй моет листья, третий ставит чистые растения на поддоны. Тот, кто выполняет последнюю операцию, вынужден ждать, пока не будет выполнена работа его товарищами. Он начинает торопить их. В данном случае целесообразно предложить этому ребенку дополнительное задание: прежде чем расставить вымытые растения, надо протереть подоконники.
Приемы, выбираемые воспитателем, зависят от характера совместной деятельности дошкольников. Например, при оформлении групповой комнаты к новогоднему празднику детям предлагается выполнить панно, используя уже известные приемы работы. Педагог заранее готовит шаблоны, несколько деталей. Это позволяет начать работу одновременно: первый ребенок обводит по шаблону деталь; второму дается лист бумаги, на котором уже обведена эта деталь, и он начинает ее вырезать; третий может начинать наклеивать деталь на общий лист, так как ему заранее приготовлены две-три детали. Закончив свое задание раньше других, первый участник приходит на помощь сверстникам. (Следует отметить, что подобную организацию нельзя использовать во время занятий по аппликации, так как это затрудняет решение поставленных воспитателем задач.)
Содержание труда детей, объединенных совместной деятельностью, должно быть заранее продумано педагогом, с тем, чтобы количество самостоятельных операций не превышало трех-четырех.
В этом возрасте значительную роль играют дежурства. Навыки хозяйственно-бытового труда у детей, опыт, приобретенный ими при выполнении поручений, позволяют педагогу придавать дежурству характер систематических обязанностей, ставить детей в условия, когда должно проявиться чувство ответственности перед сверстниками за качество и своевременность выполнения работы. Труд дежурных принимает характер коллективной деятельности.
В старших группах имеет место коллективная трудовая деятельность, в которую включаются все дети: уборка групповой комнаты, оформление ее к празднику, уборка участка, разбивка огорода, сбор овощей и т. д. Чтобы в работе могли принять участие все дети, целесообразно разделить группу на три-четыре звена и предложить каждому самостоятельное задание. Состав детей в звене может быть постоянным, а дела, выполняемые ими, периодически меняются.
Основное внимание воспитателя во время руководства коллективным трудом направляется на координацию работы звеньев, на помощь отдельным детям или какому-либо звену, например, при возникновении спора.
Педагог должен заранее определить объем работы и равномерно распределить его между звеньями. Поэтому следует отбирать такое содержание коллективного труда, навыками выполнения которого дети владеют в достаточной мере.
Читайте также:
Просмотрено: 165 раз 26 июля 2010