Не менее важно выяснить вопрос о взаимосвязи труда и занятий. В форме занятий осуществляется уборка групповой комнаты, обучение навыкам накрывания на стол, приготовления некоторых блюд к обеду, различные трудовые процессы в природе: вскапывание грядок, посадка лука, рассады, семян и даже поливка. На занятиях проводят изготовление ящиков для рассады, скворечников, ремонт игрушек и книг и др.
Организация фронтальных трудовых процессов в часы занятий накладывает на труд известные ограничения, присущие занятиям: строгий регламент, обязательное наличие познавательного материала, безусловное требование точного выполнения детьми указания воспитателя, стремление его все показать, объяснить детям.
Типичным кнутом отношении явилось занятие но поделке ящиков для рассады, проведенное в одном из детских садов в установленное время после завтрака. На занятии присутствовали все дети.
Педагог подробно объяснил и показал все действия: «Дети, сегодня мы будем сколачивать ящики для рассады. У нас на столе есть но пяти дощечек, гвозди и молотки. Посмотрите, как надо делать. Сначала вы возьмете длинную дощечку и забьете в нее до половины четыре гвоздя но углам. Сделаете это так (показывает). Затем возьмите другую длинную дощечку, в нее также до половины забьете четыре гвоздя, и короткие дощечки, в них также забьете гвозди. После этого соедините длинные дощечки и дно ящика вот так (покапывает), потом соедините боковые стенки ящика, прибьете их к дну.
В ходе работы, к которой дети приступили одновременно, появилась необходимость оказать друг другу помощь: один держит, а другой прибивает. Взаимопомощь необходима, особенно в первое время, когда дети сколачивают длинные боковые стенки с дном. В совместной работе дети советуют друг другу, как забивать, как держать доски, чтобы их лучше сколотить. Но все же педагог, ограниченный временем, предлагает заканчивать работу, несмотря на то что не все еще завершили задание. В самом ходе занятия были исключены важные возможности подлинного трудового процесса: постановка цели, самостоятельное осознание процесса труда, опора на имеющийся опыт.
Почему это происходит? Причиной этого и является стремление рассматривать труд по аналогии с занятиями.
Обучение детей на занятиях и труд имеют существенные различия. На занятиях деятельность детей всецело направляется воспитателем. Он определяет в соответствии с программой содержание занятия, его результат. Здесь усилия детей носят индивидуальный характер, воспитатель оценивает индивидуальные достижения детей.
При смешении задач обучения тем или иным трудовым навыкам на занятиях труда при фронтальной организации деятельности программное содержание занятий подменяется содержанием, которому придается видимость трудового процесса; при этом дети не испытывают того состояния, которое обычно сопровождает труд,―известного напряжения сил (трудового усилия), преодоления каких-то трудностей в достижении сознательно поставленной цели (на занятиях эта цель обычно ставится педагогом). В процессе труда устанавливается такой характер взаимоотношений педагога и детей, который типичен для занятия: педагог обучает детей. Сотрудничества педагога и детей при такой организации труда обычно не возникает. Например, дети 5 лет сеют горох. Их деятельность организуется так: воспитатель заранее втыкает на грядке палочки по числу детей. В образовавшиеся ямки дети кладут горошины и засыпают их землей (как засыпать, детям показывают). После этого поливают то место, где посадили горошину. При фронтальной организации работы каждый ребенок посадил одну горошину: этот процесс занял несколько секунд, усилий ребенок не затратил.
Организованный таким образом трудовой процесс, когда за детей продумывается весь порядок деятельности, а самим им не приходится затрачивать никаких усилий, вряд ли можно назвать трудом. Это ― занятие, которое имело целью научить детей сажать горох. Для труда детей в режиме дня имеется достаточно возможностей, и нет необходимости использовать время, предназначенное для занятий. Утром дети ухаживают за растениями и животными в уголке природы и на участке, дежурят по столовой. Зимой на прогулке расчищают участок, делают снежные сооружения― лепят фигуры разных животных. В весенне-летний период работают на огороде, в цветнике, саду: это время наиболее удобно также для работы по изготовлению различных игрушек из дерева, природного материала. Во время прогулки можно также ремонтировать игрушки, подклеивать книги, коробки для дидактических игр. Весной, летом и ранней осенью эти работы должны быть полностью вынесены из групповой на участок. Те трудовые процессы, которые следует показать всем детям (работа новыми инструментами, последовательность действий при посадке или посеве овощей на огороде, черенкование комнатных растений и т.п.), целесообразно организовать одновременно со всей группой. В дальнейшем аналогичную работу можно поручить небольшой группе детей, при этом воспитателю легче контролировать деятельность каждого ребенка и результат труда, его качество выше, что доставляет детям радость.
В процессе трудового воспитания на занятиях детей знакомят с трудом взрослых. Во время экскурсий в дошкольном учреждении малыши видят, как работают няня, повар, медицинская сестра, на специально организованных экскурсиях в совхоз, колхоз наблюдают работу тружеников села, на заводе или фабрике видят, как трудятся советские люди. С целью ознакомления с трудом взрослых детям читают художественные произведения, рассматривают с ними картины, на которых изображены трудовые процессы, проводят беседы. Большое значение имеет рассказ воспитателя о трудовых подвигах в нашей стране, беседы о занятиях родителей. В ходе таких бесед педагог выясняет, знают ли дети, где работают их папы и мамы, помогают ли ребята в домашних делах и др. Так на занятиях у детей формируют представления о труде, расширяют их кругозор, развивают гражданские чувства.
Педагогические и психологические исследования последних лет в нашей стране свидетельствуют о том, что существенные изменения в нравственном и умственном развитии детей происходят при условии, если дети получают знания в определенной последовательности, когда в доступной форме перед дошкольниками раскрываются основные закономерности тех или иных явлений действительности. Систематизация сведений на основе этого принципа дает ребенку возможность осмыслить суть явлений.
Знакомство детей с трудом взрослых, осуществляемое на занятиях в доступных ребенку дошкольного возраста формах, открывает возможности для расширения содержания детских игр, в которых отражаются представления о разнообразном труде взрослых. Повышается нравственно-интеллектуальный уровень этих игр: у детей возникает желание принять участие в труде имеете со взрослыми; они более ответственно относятся к выполнению своих обязанностей и поручениям (уборке игрушек, дежурствам, уходу за растениями в уголке живой природы и т.д.).