Трудовое задание начинается с принятия ребенком поставленной цели, конкретной задачи

Естественно, что педагог ничего не сможет поручить детям, если они не знают, где должны находиться нужный предмет, игрушка, куда их следует убрать после использования. Приобщая детей младшег

Воспитание дошкольника в труде » Нравственное воспитание в труде Трудовое задание начинается с принятия ребенком поставленной цели, конкретной задачи Естественно, что педагог ничего не сможет поручить детям, если они не знают, где должны находиться нужный предмет, игрушка, куда их следует убрать после использования.

Приобщая детей младшего дошкольного возраста к труду, цель выдвигает взрослый, учитывая настрой ребенка к предстоящей работе, его желание выполнить задание. Но даже в этом случае нельзя быть уверенным, что ребенок достигнет цели, что целенаправленная деятельность у него сформирована. Даже тогда, когда малыши принимают цель, осознают ее и способны установить связь мотива и цели, они могут тут же переключиться на выполнение других действий, не соответствующих первоначально поставленным требованиям действовать определенным образом. Педагогу необходимо постоянно в той или иной форме напоминать ребенку о цели, с тем чтобы он действовал в соответствии с ней. Нужна система постоянных подкреплений, которые как бы возвращали ребенка к принятой им цели. Приведем примеры.

Воспитатель предлагает ребенку после окончания игры красиво расставить машины в гараже, чтобы в группе был порядок. «У каждой игрушки есть свое место,- говорит он. Цель была принята всеми игравшими детьми. Но как они выполнили это правило?
Сережа подошел к машинам. Подвинул к стене большой грузовик и увидел привязанный к нему шнур. Мальчик взял шнур и повез грузовик. Далеко от гаража он не уехал, но тут же занялся игрой: начал попеременно выкатывать машину из ряда других и задвигать обратно, что-то приговаривая при этом.

Игорь поставил несколько машин, нашел рядом лежащий руль и начал играть, имитируя звуки работающего двигателя и прижимая к себе руль. Примерно так же повели себя и другие дети. Только трое поставили на место машины (задвинули, повернули кабины в одну сторону, шнуры положили в кузова) и доложили воспитателю о выполнении задания.

Поручение по поливке растений тоже было принято всеми детьми. Оно по своему содержанию меньше располагало к игре, но поведение детей все же часто не соответствовало поставленной цели.

Например. Лена взяла лейку и начала поливать растения так, что вода потекла на пол. Потребовалась помощь педагога. Девочка уже с испугом смотрела то на воспитателя, то на разлитую воду. У Лены явно отсутствовал необходимый навык.

Более ловкие и активные дети выполняли задание беспорядочно, спешили, поливали растения не по порядку. Когда в лейках кончалась вода, они бежали наливать еще и снова поливали те же растения, заливая их.

Наблюдая за поведением этих детей во время выполнения задания, можно определенно сказать, что трудовая деятельность у них пока не сложилась. Приняв поставленную цель, они не могли ее реализовать. Требовалось активное вмешательство педагога (конкретная помощь, указания, разъяснения) для того, чтобы каждый ребенок завершил работу. Их самостоятельная деятельность заканчивалась на этапе принятия цели предстоящего дела и включения в него. Для дальнейшего выполнения задания, т. е. достижения цели, необходимы трудовые навыки, которым следует ребенка научить.  
Читайте также:

  • Каковы же структурные части (компоненты) трудовой деятельности
  • Каковы особенности трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраст …
  • Какие же педагогические условия работы с младшими дошкольниками
  • Важно пронаблюдать поведение младшего дошкольника во время выполнения поруч …
  • Активность нахождения новых целей зависит от содержания предстоящей деятель …
  • Просмотрено: 214 раз 28 июля 2010

    Развитие и воспитание дошкольников
    Добавить комментарий